На самолете Як-40 №87201 Арсеньевского АПО МАП СССР перевозилось 1930 кг соленой рыбы в мешках в сопровождении работника объединения. От взвешивания груза перед загрузкой в самолет в аэропорту экипаж отказался. На борт самолета были незаконно взяты 4 пассажира и значительное количество груза, что привело к превышению предельно допустимой взлетной массы ВС.
С целью скрытия истинного количества загрузки, самолет был разгружен по инициативе сопровождающего груз непосредственно после АП, в результате чего, установить фактическое значение взлетной массы самолета, не представилось возможным. На основании исследований записей бортового самописца установлено, что взлетная масса ВС превышала максимально допустимую не менее, чем на 240 кг.
Члены экипажа заведомо знали, что взлетная масса самолета превышает максимально допустимую. Поэтому перед взлетом стабилизатор был установлен полностью "на кабрирование", в процессе разбега руль высоты был полностью отклонен "на кабрирование" на скорости меньше установленной на 50 км/ч. Зная о том, что самолет перегружен, и, убедившись в недостаточном ускорении самолета на разбеге, командир воздушного судна принял решение о прекращении взлета. Действия экипажа по прекращению взлета были несогласованными и несвоевременными.
Торможение колес было начато через 2 сек. после достижения скорости принятия решения, а режим работы двигателей экипаж начал уменьшать только через 7 сек. после начала торможения. Реверс тяги средного двигателя был включен непосредственно перед выкатыванием самолета на концевую полосу безопасности. Запоздалые действия экипажа по прекращению взлета привели к потере длины ВПП, необходимой для торможения.
Самолет выкатился за пределы концевой полосы безопасности на расстояние более 200 м, вследствие движения по пересеченной местности получил значительные повреждения фюзеляжа, центроплана, шасси, правого полукрыла и восстановлению не подлежит. 1 пассажир получил ранения.
|