Экипаж 194 летного отряда выполнял поисково-съемочный полет в районе а/п Сусуман. Работы выполнялись по договору с НПО «Геофизика» для поисков месторождений полезных ископаемых. Самолет был оборудован аэрогеофизической станцией АГС-71 СМЭ. На борту находились три бортоператора партии №22 НПО «Геофизика». Взлет в а/п Сусуман произведен в 00:26 мск (08:26 мест.вр.). В 00:36 экипаж занял эшелон 800 м над точкой для регулирования съемочной аппаратуры, далее, в 00:42, экипаж запросил разрешение занять высоту 40 м, а затем 20 м над ВПП для калибровки радиовысотомера. Выполнив эти операции, в 00:59 экипаж доложил, что следует в район горы Еврашкалах на рабочей высоте для выполнения съемки. Выполняя съемку в этом районе, экипаж каждые 30 минут выходил на связь, последний раз в 02:08. В 03:38 диспетчер через вертолет Ми-8 попытался вызвать экипаж на связь, но ответа не получил.
Как было установлено, в 02:40 мск (10:40 мест.вр., днем в ПМУ) в 26 км от а/п Сусуман с азимутом 85° на высоте 800 м самолет столкнулся с проводами ЛЭП и упал на землю в 375 м от места столкновения, разрушился и загорелся. Члены экипажа, получив сильные ожоги и травмы, покинули горящую кабину через аварийный люк и форточки. Три оператора, находившиеся в фюзеляже, получили травмы от сместившейся аппаратуры и погибли в огне. Самолет сгорел до 23 шпангоута.
Обрабатываемый участок съемки представляет из себя холмистую равнину (плато) с колебаниями рельефа от 200 до 500 м и позволяет выполнять полет на рабочей высоте 50-70 м. Место летного происшествия – долина шириной 1300-1700 м. ЛЭП установлена в наиболее узкой части долины шириной 800 м с крутизной склонов до 24°, что создает условия для орографической турбулентности даже при ветре 3-5 м/с. Опоры ЛЭП высотой 40 м расположены на противоположных склонах долины на отметках 800 и 830 м. Расстояние между ними – 300 м. Провисание проводов – неравномерное, в самой нижней части 70 м от земли. При работе на участке экипаж неоднократно пересекал ЛЭП и видел ее, выполняя полеты на рабочей высоте 80-90 м. Не зная истинной высоты расположения проводов над серединой долины и ошибочно считая ее равной 40-50 м, экипаж не изменил рабочей высоты полета, что обуславливало пролет над проводами на высоте 10-20 м. Следуя на высоте 80-90 м, самолет попал в нисходящий поток и из-за малого превышения над ЛЭП столкнулся с тремя проводами, оборвав их винтом и плоскостями. Один провод застрял в корневой части верхней левой плоскости, захватил левую полукоробку и тем самым ограничил управление самолетом и разворачивал его влево. Самолет с тянущимся за ним проводом, другой конец которого был закреплен на опоре ЛЭП, теряя скорость, упал на склон с незначительным левым креном.
|