|
|
|
Катастрофа Ан-2Р а/к Valor Air в Аксыйском районе Джалал-Абадской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 24 мая 2013 г.
Время: 10:02
Страна: Киргизия
Место происшествия: Джалал-Абадская область, Аксыйский район, 2,5 км северо-западнее села Жыл-Кол
Тип ВС: Ан-2Р
Регистрация ВС: EX-02015
Авиакомпания: Valor Air
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполняя АХР по обработке территорий от саранчи по заявке «Заказчика» - Департамента химизации и защиты растений Кыргызской Республики.
Обрабатываемый участок представлял собой ложбину шириной от 120 до 140 м, с высотой холмов около 30…40 м, протяженностью порядка 5 км, имеющую незначительный изгиб вправо по полету. Обработка участка производилась с МК = 135…145°, в сторону понижения гор. В середине участка ложбину пересекает высоковольтная ЛЭП. В соответствии с методикой «Заказчика», при обработке холмов и склонов гор сначала производится опрыскивание их нижней части с целью отсечения саранчи от долинных участков, где находятся посевы, а затем, поэтапно, обрабатываются средние и верхние участки склонов. Накануне дня АП экипаж полностью обработал левую сторону ложбины, выполнив 3 гона по методике «Заказчика». 24.05.2013 экипаж должен был закончить обработку правого склона ложбины и продолжить работы на следующем участке, определенном «Заказчиком».
Взлет произведен в 09:30 местного времени. На борту находились два члена экипажа (КВС-инструктор и КВС-стажер) и специалист департамента сельского хозяйства Аксыйского района (представитель «Заказчика»). Экипаж выполнил два гона в сторону понижения склона гор. При выполнении третьего в данный летный день гона для обработки верхней части склона холма, на высоте около 15 м произошло столкновение самолета с проводами высоковольтной ЛЭП, расположенной поперек обрабатываемого участка, с последующей потерей управления ВС и столкновением с землей на безлесной пересеченной местности на высоте 559 м. Самолет разрушился и частично сгорел. Катастрофа произошла в 10:02.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2Р |
Регистрационный номер (id) ВС |
EX-02015 |
Государство регистрации ВС |
Киргизия |
Дата выпуска ВС |
18.01.1974 |
Заводской номер ВС |
1G153-56 |
Наработка ВС (часы) |
10995 |
Наработка ВС (циклы) |
34201 |
Силовая установка |
К15287109 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Valor Air |
Государство регистрации авиакомпании |
Киргизия |
Пункт вылета |
Таш-Кумыр |
Пункт назначения |
Таш-Кумыр |
Начальный пункт маршрута |
Таш-Кумыр |
Конечный пункт маршрута |
Таш-Кумыр |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
При подлете к ЛЭП участок ложбины имеет незначительный (до 10°) изгиб вправо. Экипаж данный факт не учел, своевременно не выполнил доворот и оказался над центром ложбины. Для исправления допущенного уклонения от линии заданного пути, экипаж на высоте порядка 13…14 м приступил к довороту вправо. В процессе доворота экипаж упустил контроль за препятствиями на рабочем участке и на высоте полета около 14 м, при нахождении самолета практически над средней частью ложбины, произошло столкновение с проводами ЛЭП, находившимися на высоте около 15 м над землей. Самолет в этот момент находился в правом развороте с креном порядка 17° с МК=138°. Столкновение произошло сначала законцовкой левой верхней плоскости, затем левой половиной стабилизатора и килем (их фрагменты обнаружены в непосредственной близости от места столкновения), после чего самолет потерял управляемость и с углом наклона траектории около 15° столкнулся с землей с МК=127° на удалении 90 м от ЛЭП. После падения самолет с левым скольжением переместился вперед на 20 м, развернувшись вправо на 61°. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия явилось столкновение самолета Ан-2С/Х с проводами высоковольтной ЛЭП при выполнении экипажем авиационно-химических работ в горной местности.
Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
- нарушением экипажем воздушного судна «Инструкции по взаимодействию и технологии работы при выполнении АХР на самолете Ан-2», выразившемся в отвлечении внимания от контроля за наличием препятствий на рабочем участке в процессе гона. Отсутствию необходимого взаимодействия в экипаже могло способствовать нарушение КВС-инструктором методики ввода в строй КВС-стажера;
- невыполнением экипажем установленной Руководством по АХР на самолете Ан-2 методики по порядку осуществления доворотов самолета при обработке извилистых участков: доворот выполнялся с большим, чем установлено Руководством по АХР, креном и на меньшей высоте;
- отсутствием в Руководстве по АХР на самолете Ан-2 четких рекомендаций по порядку определения рубежа набора высоты перед препятствиями в горной местности, где может не быть характерных ориентиров и нет возможности выставить сигнальные знаки перед препятствиями.
Столкновению воздушного судна с высоковольтной ЛЭП могло способствовать расположение солнца с курсовым углом около 0° относительно направления полета, что затрудняло экипажу видимость малоконтрастных проводов, а также отсутствие на воздушных линиях электропередачи дневной маркировки.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|