25.08.92 экипаж вертолета Ми-8 №22876 объединения ГА "Байкалавиа" выполнял транспортно-связной полет по маршруту Мама – Манюкан - р. Правая Мама. При заходе на посадочную площадку, расположенную в р-не р. Правая Мама у подножия горы с отметкой 1467 м на заболоченной местности, командир ВС, в нарушение требований Инструкции по взаимодействию и технологии работы экипажа вертолета Ми-8, передал управление вертолетом второму пилоту, не имеющему соответствующего допуска.
До высоты 30-40 м полет выполнялся без отклонений. Перед приземлением второй пилот оценил увеличение поступательной скорости снижения и понял, что заход выполняется с перелетом. Во избежание перелета второй пилот, взятием ручки циклического шага "на себя", увеличил угол тангажа до 7°, при этом обороты НВ составили 97%, а величина шага 7,5°, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения до 3,2 м/с.
Для исправления ошибки, допущенной вторым пилотом, командир вертолета с запозданием вмешался в управление. Действуя органами управления, КВС уменьшил угол тангажа до 3°, без увеличения режима работы двигателей, что привело к дальнейшей просадке вертолета, вследствие чего он грубо приземлился с вертикальной скоростью 3,3 м/с и небольшой поступательной скоростью.
После грубого приземления на неровную заболоченную поверхность вертолет резко накренился на угол 45° с отрицательным углом тангажа более 40°. Парируя это положение, КВС ручку циклического шага резко взял на себя, что привело к удару лопастями НВ о хвостовую балку, после чего вертолет переместился на 15 м вперед с разворотом на 50°.
Вертолет получил значительные повреждения. Находившиеся на борту 4 пассажира и члены экипажа не пострадали.
|