|
|
|
Катастрофа Л-410М Смоленского ОАО близ а/п Ленинград-Ржевка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 03 августа 1979 г.
Время: 11:56
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, близ а/п Ржевка
Тип ВС: Л-410М
Регистрация ВС: CCCP-67206
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: УГАЦ, Смоленский ОАО
Рейс: 1643
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 287 летного отряда произвел взлет в а/п Великие Луки в 10:40 мск. Установив связь с диспетчером а/п Ржевка, экипаж приступил к заходу на посадку с МКП=237°. В 11:54 экипаж выполнил четвертый разворот и доложил о готовности к посадке. Диспетчер посадку разрешил. В 11:56 диспетчер заметил прекращение снижения и разворот самолета вправо и спросил: «Вы что, уходите на второй круг?». Экипаж ответил: «Да, да, уходим». На этом связь прекратилась. Самолет был обнаружен разрушенным в заболоченном сосновом лесу с высотой деревьев до 20 м в 500 м от торца ВПП с МКП=237° и правее ее оси 550 м (59°59’38” СШ, 30°36’27” ВД). Большая часть самолета сгорела. Столкновение с землей произошло с отрицательным углом тангажа около 30° и правым креном 25° с курсом 305°. Самолет продвинулся от места первого касания земли на 12 м. Разброса обломков практически не было. Все члены экипажа и 7 пассажиров (5 взрослых и двое детей) погибли. 4 взрослых пассажира получили тяжелые ранения. Фактическая погода в момент происшествия: облачность 4 балла, кучево-дождевая, кучевая, высотой 800 м, видимость 10 км, ветер 230° 8 м/с, порывы до 11 м/с.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
11 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Л-410М |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-67206 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
24.12.1976 |
Заводской номер ВС |
760509 |
Наработка ВС (часы) |
648 |
Наработка ВС (циклы) |
674 |
Силовая установка |
784014 784007 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1643 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
УГАЦ, Смоленский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Великие Луки |
Пункт назначения |
Ленинград (Ржевка) |
Начальный пункт маршрута |
Смоленск (Южный) |
Конечный пункт маршрута |
Ленинград (Ржевка) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Самолет, выполняя полет на установленной высоте с курсом посадки, в районе БПРМ, прекратив снижение, без крена развернулся вправо на 20-30° и, продолжая разворот вправо с увеличивающимся креном, вошел в штопор, столкнулся с землей и загорелся.
Комиссия установила, что при заходе на посадку в районе БПРМ произошел отказ правого двигателя с выходом воздушного винта на режим авторотации. В момент отказа самолет с выпущенными шасси и закрылками на 35° производил полет на приборной скорости 165 км/ч. Экипажем была предпринята попытка флюгирования винта рычагом РУВВ правого двигателя. Однако, вследствие конструктивного недостатка системы механического управления воздушным винтом самолетов Л-410М, флюгирования не произошло. Из-за возникшего от асимметрии тяги двигателей разворачивающего момента и скоротечности развития ситуации самолет уклонился вправо от посадочного курса, что заставило экипаж установить режим работы левого двигателя, близкий к взлетному, для ухода на второй круг. В связи с недостаточностью полного расхода руля направления на самолетах Л-410М для парирования разворачивающего момента при работе левого двигателя на взлетном режиме и авторотирующем винте правого двигателя при скорости 165 км/ч и ниже самолет вошел в правый разворот с последующим развитием крена. При достижении крена 30° произошло сваливание самолета на правое крыло. Он с большой вертикальной и незначительной поступательной скоростью столкнулся с землей.
Причиной отказа и самовыключения двигателя в полете явилось разрушение подшипникового узла вала-рессоры коробки приводов агрегатов двигателя.
После последнего регламентного обслуживания двигателя (через 100 часов полета) налет составил 4 часа 49 минут.
ГосНИИ ГА сделал заключение, что причиной нефлюгерного положения воздушного винта правого двигателя мог явиться уход РУВВ с упора «флюгера» и самоперемещение его в положение, достаточное для выхода винта на минимальный полетный угол установки лопастей (15°), в котором он находился при ударе о землю, в результате действия на РУВВ возвратного эффекта от упругого люфта рычага на упоре «флюгера», что подтверждается положением РУВВ правого двигателя – 8 мм за упором БШ, определенном при расследовании.
В РЛЭ отсутствуют рекомендации:
1) по производству посадки при отказе двигателя на предпосадочной прямой с авторотирующим винтом;
2) по производству посадки при отказе двигателя на предпосадочной прямой с зафлюгированным винтом;
3) по уходу на второй круг при отказе двигателя на предпосадочной прямой с авторотирующим винтом.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной катастрофы явилась потеря управляемости самолета при попытке экипажа уйти на второй круг из-за отказа правой силовой установки на предпосадочной прямой и отсутствия в РЛЭ Л-410М рекомендаций экипажу по действиям в этих условиях. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|