|
|
|
Авария Ан-26 а/к Енисейский Меридиан в а/п Норильск |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 24 августа 1998 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Норильск (Алыкель)
Тип ВС: Ан-26
Регистрация ВС: RA-26568
Авиакомпания: Енисейский Меридиан
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял транспортный полёт по перевозке пассажиров и груза по маршруту Диксон - Норильск. При вылете из аэропорта Диксон на борту ВС находилось 15 пассажиров и 288 кг груза. Взлётная масса самолета составляла 21099 кг, центровка - 24% САХ, что не выходило за ограничения, установленные PЛЭ самолёта Ан-26.
Взлёт, набор высоты и полёт на эшелоне был выполнен без существенных отклонений.
Перед снижением бортмеханик сидел на откидной спинке кресла и не был пристёгнут к сидению привязными ремнями, чем нарушал требования п. 7.1.4 НПП ГА-85 КВС не потребовал от бортмеханика выполнить указанные требования
По команде второго пилота, выполнявшего активное пилотирование, перед третьим разворотом бортмеханик выпустил шасси и ошибочно поставил блокировочную шайбу-фиксатор в положении на уборку" (вместо "нейтрально"). Перед выходом в глиссаду была выполнена контрольная карта РЛЭ АН-26 одним из пунктов которого предусмотрена проверка выпущенного положения шасси. Бортмеханик доложил "Шасси выпушено, зелёные горы", но не проконтролировал нейтральное положения шайбы фиксатора. Снижение по глиссаде и посадка были выполнены вторым пилотом без существенных отклонений
Касание взлётно- посадочной полосы (ВПП) произошло на скорости 200 км/час с перегрузкой 1,1 - 1,2 единицы. На пробеге после установки РУД в положение 8-10° по УПРТ и снятия винтов с упоров в процессе интенсивного торможения самолета, по объяснениям бортмеханика, он по инерции переместился в сторону приборной доски, при этом произошло непреднамеренное переключение переключателя "Шасси" в положение "Уборка". Однако уборка шасси в этот момент не произошла в связи с наличием в конструкции самолёта двух электрических блокировок уборки шасси.
После снятия винтов с упоров КВС взял управление на себя и проинформировал об этом экипаж. Доложив о посадке и получив от диспетчера команду освободить ВПП по первой рулёжной дорожке, КВС увеличил режим работы двигателей до 40% по УПРТ, закрылки при этом находились в положении 38°. По достижении скорости 135 км/час, произошла разгрузка амортстоек, что привело к полному разжатию амортизатора правой амортстойки и снятию блокировки уборки шасси. Правая стойка шасси самолёта начала убираться и возник интенсивный разворот самолёта вправо. Самолёт сошёл с ВПП на боковую полосу безопасности, продвинулся по ней и в 50 м от оси ВПП остановился.
Воздушное судно получило значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
15 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-26568 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
30.03.1976 |
Заводской номер ВС |
3808 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Енисейский Меридиан |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Диксон |
Пункт назначения |
Норильск (Алыкель) |
Начальный пункт маршрута |
Диксон |
Конечный пункт маршрута |
Норильск (Алыкель) |
|
Подробные сведения
Выявленные при расследовании недостатки |
В ходе расследования АП были зафиксированы серьезные упущения в организации работы Норильского авиапредприятия, а также нарушения технологии работы.
Подбор и расстановка командно-лётного состава проводится с серьёзными недостатками. Командир эскадрильи не имеет инструкторского допуска к полётам ни на одном из типов ВС, эксплуатируемых в АЭ.
Работа КЛС АЭ по устранению недостатков, вскрытых при проверках организации лётной работы, ведётся неудовлетворительно.
Отмечены случаи нарушения требований пункта 6.4.5 РЛЭ самолёта Ан-26, п. 2.3 Указания МГА № 438/У-2 от 29.09.84 г. экипажами и службой организации перевозок, в результате чего допускалась перевозка более 19 пассажиров на самолётах Ан-26, а такие совместная перевозка пассажиров и груза. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с самолётом Ан-26 RA-26568 явилось сочетание следующих факторов:
- нарушение бортмехаником требований подраздела 7.5.1. РЛЭ АН-26 по работе с органами управления шасси при их выпуске;
- непреднамеренное включение переключателя "Шасси" в положение "Уборка" бортмехаником на пробеге;
- необоснованно высокая скорость руления с выпущенной механизацией крыла. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|