 |
 |
 |
Катастрофа Як-40 Казахского УГА близ а/п Кольцово |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 октября 1978 г.
Время: 19:52
Страна: СССР
Место происшествия: Свердловская область, 7,5 км юго-западнее а/п Кольцово
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87437
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Рейс: 1080
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 159 летного отряда, выполнявший рейс №1080, произвел взлет в а/п Кольцово с МК=256° в 17:48:30 мск (19:48 мест. вр.) ночью в ПМУ. На борту находилось 30 взрослых пассажиров и 4 ребенка. В 17:50:25 экипаж доложил: «отказал левый двигатель, раз…заводите нас…мы на сто метров». Диспетчер ответил: «87437, Свердловск-посадка, выполняйте первый разворот на сто». Экипаж передал: «437, выполняем первый на сто». Затем диспетчер наблюдал вспышку и пожар в районе холмов левее взлета. Самолет был обнаружен в лесу на склоне холма в 7 470 м с азимутом 244° от КТА (3 300 м левее линии взлета) разрушенным и частично сгоревшим. Первое касание о верхушки деревьев высотой 23 м произошло в 17:51:55 на высоте 86 м от уровня аэродрома. В дальнейшем самолет с левым креном 23° и снижением двигался к земле, разрушаясь и срубая деревья. Касание земли произошло на удалении 168 м от места первого касания деревьев с разрушенным левым крылом и креном 60°. На удалении 178 м произошло разрушение пилотской кабины от удара о деревья. В дальнейшем, с продолжающимся разрушением фюзеляжа и правой плоскости, самолет развернуло влево на 110° (от курса полета при столкновении с деревьями 180°). От фюзеляжа оторвались киль и стабилизатор.
Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 10/10 кучево-дождевая высотой 500 м, дождь, видимость 10 км, ветер 170° 7-10 м/с, температура воздуха +5°С, влажность 84%.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
34 |
34 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87437 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.07.1974 |
Заводской номер ВС |
9431335 |
Наработка ВС (часы) |
6291 |
Наработка ВС (циклы) |
5110 |
Силовая установка |
Н5642170 Н5732066 Н5532141 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1080 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское УГА, Джамбульский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Свердловск (Кольцово) |
Пункт назначения |
Кустанай |
Начальный пункт маршрута |
Свердловск (Кольцово) |
Конечный пункт маршрута |
Джамбул |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссия установила:
1) Экипаж нарушил требования руководящих документов МГА, произведя взлет с превышением взлетного веса на 419 кг; не включил ПОС перед взлетом в условиях возможного обледенения.
2) На протяжении всего полета тяга двигателей была недостаточной. Это подтверждается пологой траекторией полета после отрыва (при докладе об отказе двигателя высота полета была всего 100 м) и столкновением самолета с препятствиями в процессе разворота с большим радиусом на скорости около 210 км/ч без набора высоты.
3) Метеоусловия благоприятствовали полету. Опасных явлений погоды не наблюдалось.
4) Левый двигатель к моменту удара не работал. Средний и правый двигатели работали на режимных оборотах.
Отрыв самолета при взлете произошел на скорости 205 км/ч (в связи с превышением взлетного веса на 419 кг и наличием бокового ветра). В момент отказа левого двигателя после отрыва КВС принял решение на продолжение взлета. Экипаж отвлек внимание на создавшуюся аварийную ситуацию и не убрал шасси и фары. Набор высоты продолжался с поступательной скоростью 210 км/ч и вертикальной скоростью 1,4 м/с из-за недостаточного запаса тяги двух работающих двигателей. На высоте 100-120 м КВС дал команду на уборку закрылков и начал выполнять левый разворот, в начальной стадии которого доложил об отказе левого двигателя. В процессе разворота прироста поступательной и вертикальной скорости не произошло, о чем свидетельствует повторный доклад о развороте на высоте 100 м через 22 сек. после первого доклада.
Диспетчер дал команду выполнять первый разворот на высоте 100 м, тогда как согласно ИПП а/п Кольцово безопасная высота первого разворота при взлете курсом 256° - 350 м, и не предупредил экипаж о возможном столкновении с препятствиями при данном маневре.
По заключению ГосНИИ ГА работа левого двигателя на оборотах режима авторотации, а среднего и правого двигателей на режимных оборотах (на каких точно, определить не представилось возможным) могла являться следствием их работы в условиях обледенения при выключенной ПОС. Согласно проведенным экспериментам, обледенение элементов входа двигателей может происходит при температуре наружного воздуха до +8°С. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы является невключение экипажем ПОС перед взлетом в условиях возможного обледенения, что привело к отказу одного двигателя и падению тяги двух работающих двигателей. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|