3 июля 2001 года, днем, в простых метеоусловиях, в районе н.п. Пугачевка (10 км восточнее г. Орла) потерпел авиационное происшествие без человеческих жертв вертолет Ми-2 RA-15669, принадлежащий Аэроклубу "Полет" РОСТО и эксплуатируемый ЗАО "СмоленскАэроТранс", подконтрольным ОМТУ Центральных районов ВТ Минтранса России. Полеты выполнялись с оперативной точки "Стальной Конь", расположенной в 10 км восточнее г. Орла, в интересах Брянского производственного отделения "Юго-запад Транснефтепродукт".
Экипаж прибыл на оперативную точку 1 июля 2001 г., где ему был передан, согласно записей в бортовом журнале, исправный и подготовленный к полету вертолет.
С целью оперативного обнаружения и устранения аварий на нефтепроводе вертолет Ми-2 RA-15669 включался в план полетов ежедневно. Полеты выполнялись из дежурного режима по команде заказчика.
3 июля 2001г., без согласования с заказчиком, КВС принял решение выполнить полет на аэродром РОСТО "Пугачевка", расположенный в 15км от места базирования, за дистиллированной водой для аккумулятора вертолета (по объяснению экипажа).
На связь по телефону со службой движения Орловского центра УВД экипаж не выходил, прогноз погоды не получал. Заявка на полет, выдаваемая "заказчиком", на борту отсутствовала.
По заявлению КВС, он пытался установить связь со службой движения Орловского центра УВД после взлета вертолета, однако это ему не удалось из-за неудовлетворительной работы радиостанции.
В нарушение требований Воздушного Кодекса Российской Федерации (ст. 16, 70, 71) и НПП ГА-85 (п. 10.1.9 и 10.1.23) экипаж, после того как не установил связь со службой УВД, не произвел посадку на место взлета, а продолжил полет.
Таким образом, полет вертолета осуществлялся без уведомления службы УВД, являлся несанкционированным и выполнялся в режиме радиомолчания. По объяснению экипажа, после посадки на аэродроме РОСТО "Пугачевка" и дозайравки аккумуляторов дистиллированной водой они вылетели на место оперативного базирования. Связь со службой УВД не велась.
В процессе полета КВС решил выполнить посадку на берегу озера (2 км юго-восточнее н.п. Куликовка) с целью купания.
В нарушение требований п. 7.7.13 НПП ГА-85, п. 4.71 РЛЭ вертолета Ми-2 посадка на площадку (сброс шага НВ), состояние поверхности, которой было неизвестно, выполнялась без ее наземного осмотра и определения пригодности к посадке.
В результате, приземление вертолета было произведено на площадку с уклоном вперед и выступающим склоном под рулевым винтом. Бортмеханик, покинувший после посадки вертолет для определения состояния площадки, подал знак КВС на перемещение вертолета вперед. КВС предпринял попытку перерулить на место, указанное бортмехаником. В процессе движения произошло касание рулевого винта поверхности земли, его разрушение и опрокидывание вертолета на правый борт.
|