|
|
|
Авария Ан-2П а/к Сибавиатранс близ Ловозера |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 04 июня 2002 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Мурманская область, близ Ловозера
Тип ВС: Ан-2П
Регистрация ВС: RA-07748
Авиакомпания: Сибавиатранс
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял полеты по перевозке пассажиров по местным воздушным линиям из аэропорта МВЛ Ловозеро Мурманской области.
Фактическая погода аэропорта Ловозеро была следующей: ветер 130 градусов 03 м/с, видимость 10 км, облачность 1-2 октанта высотой 700 м, температура +8 градусов, атмосферное давление на аэродроме 749 мм.рт.ст.
Планом полетов предусматривалась перевозка школьников местной школы-интерната к местам проживании их родителей после окончания учебного года, а также тренировка КВС по задаче 27 ППЛС Ан-2 от 29.05.87 г. и провозка его на колесном шасси по аэродромам МВЛ.
Перед вылетом 04.06.2002 г. из аэропорта Ловозеро самолет Ан-2П RA-07748, согласно записи в бортжурнале, находился в исправном состоянии. На самолете было выполнено техническое обслуживание по формам ВС+КВС+ОВ авиатехником. Воздушное судно было заправлено бензином в количестве 1000 литров и маслом 85 литров.
В самолет была загружена почта - 105 кг, багаж пассажиров - 120 кг и произведена посадка пассажиров в количестве 12 человек. Взлетный вес самолета составил 5418 кг, центровка 30,8% САХ, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-2.
Второй пилот, по решению командира звена, был оставлен на земле, т.к. все кресла были заняты. После разрешения диспетчера-информатора, экипаж приступил к взлету от начала ГВПП с магнитным курсом 73 градуса. Активное пилотирование самолета осуществлял КВС. Взлет производился на номинальном режиме работы двигателя, с закрылками отклоненными на 20 градусов. Показания приборов контроля двигателя на взлете, со слов экипажа, соответствовали ТУ.
По объяснениям членов экипажа и очевидцев, после взлета самолета и пролета торца ГВПП на высоте 15-20 м произошел выхлоп в карбюратор с выбросом дыма из под капота с последующим падением оборотов двигателя. Экипаж, в соответствии с требованиями п. 8.2.3.1 НПП ГА-85 и главы 5 п. 3 РЛЭ самолета Ан-2, приступил к выполнению вынужденной посадки перед собой на пересеченную лесистую местность. В процессе снижения, на удалении 191 м от торца ГВПП, произошло первое столкновение с деревом на высоте около 8 м от земли. В дальнейшем, до полной остановки самолета, происходили неоднократные столкновения самолета с деревьями. Самолет остановился на удалении 249 м от торца ГВПП.
Перед первым столкновением с деревьями КВС перекрыл бензопитание, выключил зажигание и отключил аккумулятор.
В результате авиационного происшествия самолет получил значительные повреждения. Находившиеся на борту члены экипажа и пассажиры не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
12 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
взлет |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2П |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-07748 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1975 |
Заводской номер ВС |
1G159-23 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Сибавиатранс |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Ловозеро |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Ловозеро |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
В результате проведенных исследований двигателя были вскрыты следующие неисправности и нарушения правил технической эксплуатации, приведшие к отказу двигателя.
1. В нарушение Технологии сборки узла толкателя, отсутствует пружина между толкателем впускного клапана цилиндра № 4 и его шаровым гнездом. Паспорт на цилиндр отсутствует. Цилиндр менялся в эксплуатации.
2. В нарушение операционной карты № 340 ТРД-АШ-62ИР/11-АКМ-62 ИРА, поплавковый механизм карбюратора отрегулирован так, что уровень топлива в правой поплавковой камере находится на 9 мм ниже установленного ТУ уровня.
3. В нарушение требования бюллетеня № 7578, введенного в действие 04.12.75, на карбюраторе не были заменены главные топливные жиклеры левой стороны карбюратора на жиклеры с увеличенным (на 0,2 мм) диаметром проходного сечения.
4. По причине неточной установки задней крышки корпуса (из-за скола на корпусе распределителя) левое магнето работало с опережением зажигания на угол больше допустимого, о чем свидетельствует нагар от электрического "пробоя" на корпусе распределителя магнето вблизи электродов.
5. На правом магнето обнаружено разрушение втулки вывода высокого напряжения и следы попадания ее частиц между корпусом распределителя и пусковым электродом, о чем свидетельствуют свежий срез материала корпуса и электродов распределителя, а так же изгиб контакта пускового электрода бегунка.
6. В нарушение требований технологической карты № 33 величина радиального люфта валика распределителя зажигания левого магнето составила 0,2 мм (по ТУ не более 0,1 мм), а правого магнето 0,3 мм.
Как показали исследования, перебои в работе двигателя явились следствием обеднения топливовоздушной смеси из-за нарушения регулировки уровня топлива в правой поплавковой камере карбюратора и заниженных размеров проходных сечений установленных топливных жиклеров левой стороны карбюратора.
Сопутствующим фактором неустойчивой работы двигателя могло явиться нарушение установки момента зажигания левого магнето на опережение и возможное кратковременное прекращение подачи искры от правого магнето вследствие попадания материала разрушенной втулки между контактами прерывателя. |
Выявленные при расследовании недостатки |
В ходе расследования авиационного происшествия были выявлены серьезные недостатки, свидетельствующие о неудовлетворительном инженерно-авиационном обеспечении полетов в ОАО "Сибавиатранс" :
в нарушение Инструкции о порядке выдачи свидетельств специалистов инженерно-технического персонала ГА России № 43/И от 09.06.1997 г. специалисты участка ТО местных воздушных линий (авиатехник и инженер) не имели свидетельств авиационного специалиста и сертификатов на право технического обслуживания самолета Ан-2;
в нарушение требования п. 6.3.5 НТЭРАТ ГА-93 не проводился анализ повторного дефекта по "тряске" двигателя в течение четырех полетов, в период с 07 по 17 июля 2001 г.;
передача самолета от инженерно-технического состава экипажу выполнялась с нарушением требований п. 20.3.3 НТЭРАТ ГА-93. Так, перед последним полетом отсутствовала подпись членов экипажа в бортжурнале о принятии самолета от технического состава, остаток топлива после полета, записанный в полетном задании, не совпадал с записью в бортжурнале, имелся случай выполнения полетов без отметки в бортжурнале об устранении замечаний экипажа выявленных в предыдущем полете;
в течение шести месяцев после установки на самолет двигателя (05.07.01), отремонтированного на Московском авиаремонтном заводе, на нем были заменены: регулятор оборотов, карбюратор, цилиндр № 4, высотный автокорректор, магнето и компрессор (причина замены части агрегатов в формулярах не указана), что свидетельствует о низком качестве ремонта. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной аварии явилось неудовлетворительное техническое обслуживание двигателя, приведшее к его отказу в полете и вынужденной посадке на пересеченную лесистую местность. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|