|
|
|
Авария Ан-26Б а/к Даурия в а/п Усть-Куйга |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 27 декабря 2002 г.
Страна: Россия
Место происшествия: а/п Усть-Куйга
Тип ВС: Ан-26Б
Регистрация ВС: RA-26053
Авиакомпания: Даурия
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс по маршруту Якутск - Усть-Куйга.
На борту воздушного судна (ВС) находился служебный пассажир и коммерческий груз, общая масса которого составляла 3750 кг.
Фактическая погода аэропорта в момент посадки соответствовала прогнозу: ясно, видимость - 6000 м, ветер - 1 м/сек, неустойчивый, давление 761 мм.рт.ст., температура - минус 51С.
Заход на посадку осуществлялся с закрылками, отклоненными на 30, посадочная масса и центровка ВС составляли соответственно 22500 кг и 21,0 % САХ, что не выходило за установленные пределы эксплуатации ВС Ан-26.
Снижение самолета на посадку происходило со значительным постоянным отклонением вправо от посадочного курса. По данным расшифровки МСРП-12-96 установлено, что экипаж в процессе снижения постоянно выдерживал поступательную скорость снижения по приборам равную 210-215 км/ч, что не соответствует рекомендации РЛЭ Ан-26 п. 4.5.1 и является менее рекомендуемой для данной полетной массы и конфигурации ВС на 20 км/ч. Несмотря на информацию диспетчера о том, что ВС находится правее курса, экипаж не предпринимал действий по выводу самолета на посадочный курс 70. По объяснению КВС, уклонение вправо было преднамеренным, т.к. на посадочном курсе находилась приземная дымка, и он не хотел терять визуальный контакт с ГВПП.
На удалении 1150 м, при боковом уклонении 150 м, поступила команда диспетчера КДП МВЛ экипажу об уходе на второй круг. КВС ответил: "...сядем мы" и продолжил снижение для захода на посадку.
На высоте 80 м. КВС, предпринял попытку исправить боковое уклонения "S" - образным маневром. Выполняя первую часть сопряженного разворота влево, экипажем были допущены крены до 28 (сработала сигнализация предельных кренов), что не соответствует рекомендации РЛЭ ВС Ан-26 (максимальный крен 10-12).
В процессе разворота самолет уклонился влево от оси ГВПП. На удалении от ВПП 550 м и высоте ~ 40 м КВС начал выполнять вторую часть сопряженного разворота вправо в сторону оси ГВПП с креном около 22, что также не соответствует рекомендациям РЛЭ ВС Ан-26 (максимальный угол крена на этом этапе полета 6-8).
Выполняя визуальное пилотирование на малой высоте с целью устранения бокового уклонения и выхода на ось ГВПП экипаж допустил уменьшение приборной скорости до 210 км/час, что на 20 км/час менее рекомендованной.
На удалении 250 м, скорости 205-210 км/ч и на высоте ~ 20 м РУДы были переведены в ПМГ на 4 сек., а затем перемещены вперед до 45.
В результате этого произошло увеличение вертикальной скорости снижения.
Воздушное судно на удалении 143 м. от входного торца ГВПП с правым креном 22 коснулось правой плоскостью ГВПП и через 14 м. произошло его грубое приземление на переднюю и правую стойку шасси, а затем левую стойку. При этом произошло разрушение правой ОЧК и передней стойки шасси. Самолет пересек ГВПП, развернулся на 180 относительно посадочного курса и остановился в 15-ти метрах левее правой кромки ГВПП с МК-240. Экипаж и находящийся на борту сопровождающий груза не пострадали.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
1 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-26Б |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-26053 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
30/03/1981 |
Заводской номер ВС |
10909 |
Наработка ВС (часы) |
17609 |
Наработка ВС (циклы) |
3649 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Даурия |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
Якутск |
Пункт назначения |
Усть-Куйга |
Начальный пункт маршрута |
Якутск |
Конечный пункт маршрута |
Усть-Куйга |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
До начала развития аварийной ситуации в действиях экипажа и диспетчера КДП МВЛ аэропорта Усть-Куйга выявлены отклонения, существенно повлиявшие на исход данного полета.
Второй пилот и штурман, наблюдая значительное уклонение ВС от посадочного курса, не оказывали действенной помощи командиру для исправления уклонения, не контролировали значение поступательной приборной скорости и курса ВС, что является нарушением "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа ВС Ан-26" Раздел "Заход на посадку и посадка" п.2.6.2. и рекомендаций РЛЭ ВС Ан-26 Раздел 4.5. п.4.5.1. "Заход на посадку и посадка", п.4.5.5. "Устранение боковых отклонений от оси ВПП при заходе на посадку", п. 4.5.10. "Распределение обязанностей при заходе на посадку и на посадке между членами экипажа", п.4.5.11. "Уход на второй круг".
Диспетчер при заходе на посадку ВС не выполнил рекомендаций типовой технологии работ диспетчера УВД: не запрашивал у экипажа высоту полета и не выдавал пеленг, не информировал экипаж о подходе ВС к точке входа в глиссаду. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
преднамеренное снижение правее посадочного курса на предпосадочной прямой;
нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 о прекращении, снижения и уходе на второй круг, если после пролета ДПРМ отклонения по курсу превышают допустимые;
исправление уклонения в нарушение требований РЛЭ самолета Ан-24 с недопустимыми кренами на высоте и скорости менее допустимых;
нарушения технологии работы экипажа;
невыполнение КВС команды диспетчера об уходе на второй круг;
уменьшение режима работы двигателя до ПМГ на высоте -20 м. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|