|
|
|
Катастрофа Ан-28 а/к 'Восток' в районе пос.Аян |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 29 августа 2002 г.
Страна: Россия
Место происшествия: Хабаровский край, Аяно-Майский район, мыс Отвесный. в окрестностях поселка Аян
Тип ВС: Ан-28
Регистрация ВС: RA-28932
Авиакомпания: Восток
Рейс: ДХ-359
материалы расследования
|
|
|
|
|
Описание |
При заходе на посадку в горный аэропорт Аян в сложных метеоусловиях ниже минимума погоды аэродрома, экипаж самолета нарушил схему захода на посадку, снизился ниже минимально допустимой высоты, и после четвертого разворота, уклонившись от посадочного курса, столкнулся в тумане со склоном горы (мыс Отвесный). Самолет полностью разрушился и сгорел. Все находвишиеся на борту погибли в момент столкновения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
14 |
14 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-28 |
Регистрационный номер (id) ВС |
RA-28932 |
Государство регистрации ВС |
Россия |
Дата выпуска ВС |
1990 |
Заводской номер ВС |
1AJ008-19 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
ДХ-359 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Восток |
Государство регистрации авиакомпании |
Россия |
Пункт вылета |
им. Полины Осипенко |
Пункт назначения |
Аян |
Начальный пункт маршрута |
Хабаровск (МВЛ) |
Конечный пункт маршрута |
Аян |
|
Подробные сведения
Описание развития аварийной ситуации |
Экипаж в составе КВС и второго пилота выполнял регулярный пассажирский рейс ДХ-359 по маршруту Хабаровск - Полина Осипенко - Аян. Полет из Хабаровска до а/п Полина Осипенко выполнялся по ППП и проходил без замечаний экипажа и служб УВД.
При вылете из аэропорта Полина Осипенко на борту самолета находилось 14 пассажиров и 296 кг груза. Взлетная масса самолета составляла 6458 кг, центровка 32,2% САХ, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ самолета Ан-28.
Прогнозируемая погода по пункту посадки аэродрома Аян была: ветер 120° - 06 м/с, видимость 10 км, сплошная слоистая облачность, нижняя граница облаков - 300 м, горы закрыты. Прогноз был составлен синоптиком АМСГ Николаевска-на- Амуре.
Фактическая погода на аэродроме Аян, полученная экипажем перед вылетом, была: ветер 150° - 05 м/с, видимость 10 км, туман на расстоянии, незначительная облачность, нижняя граница - 300 м, температура +18° С, давление 756 мм. рт. ст., (отсутствует информация - "горы открыты").
Решение на вылет было принято в соответствии с п. 5.5.11.1 таблицы 4, варианта 1 НПП ГА-85 по фактической погоде аэродрома Аян при прогнозе, не соответствующем метеоминимуму аэродрома. В нарушение п. 5.5.11.2 НПП ГА-85 экипаж не уточнил фактическую погоду на аэродроме посадки и запасном аэродроме и произвел взлет по данным о фактической погоде, превышающим 1 час с момента наблюдения.
В момент вылета самолета Ан-28 RA-28932 из аэропорта Полина Осипенко синоптик АМСГ Николаевска-на-Амуре получил штормовое оповещение с метеостанции поселка Аян (туман, видимость 500 м), довел его до диспетчеров РЦ ЕС ОрВД и МДП Николаевска-на-Амуре, но, в нарушение п. 6.2.5 НМО ГА-95, корректив к прогнозу по аэродрому Аян составлен не был. Диспетчеры аэропортов Полина Осипенко, Чумикан, Аян, в зоне ответственности которых проходил полет, штормовую информацию об ухудшении метеоусловий от МДП Николаевска-на-Амуре не получили и соответственно не передали ее экипажу самолета Ан-28 RA-28932.
При подходе к рубежу передачи связи экипаж вышел на связь с диспетчером КДП МВЛ аэродрома Аян и получил информацию о погоде: видимость 5000 м, туман на расстоянии, температура +16° С, давление 756 мм.рт.ст., при этом диспетчер проинформировал экипаж "закрывает очень быстро". Полученная информация о погоде позволяла экипажу производить заход на посадку на аэродроме Аян.
Фактическая погода в районе аэродрома Аян на момент события (по заключению комиссии по расследованию АП) была следующей: ветер у земли 110-120° - 4 м/с, туман с видимостью 50-100 м, переходящий по высоте в слоистую облачность с верхней границей 300-400 м, температура у земли +12°С. Метеорологический минимум аэродрома Аян: высота нижней границы облаков - 950 м, видимость - 5000 м.
Данная фактическая погода в районе аэродрома Аян не соответствовала прогнозируемой и была ниже минимума аэродрома как по высоте облачности, так и по видимости.
В нарушение п.п. 4.2.1, 4.3.1 НМО ГА-95 и п. 2.3 Инструкции по метеообеспечению на аэродроме Аян, наблюдения за погодой через 30 минут в период полетов не производились (официально не зафиксированы), специальные сводки (по высоте, видимости и закрытию гор) не составлялись.
Согласно п. 4.2.5 Технологии работы диспетчера КДП МВЛ Аян, до подхода ВС к четвертому развороту диспетчер должен получить от техника-наблюдателя оперативной группы уточненные данные высоты нижней границы облаков и видимости на ВПП и передать их экипажу. В данном случае, не получив этой информации, диспетчер обязан был запросить ее, что сделано не было.
При заходе на посадку экипажем была нарушена схема захода в части соблюдения установленных высот третьего, четвертого разворотов и снижения ниже глиссады.
По данным средств полетной информации самописца БУР-1, после выхода из третьего разворота высота полета составляла около 800 м, что ниже высоты, установленной Инструкцией по производству полетов аэродрома Аян (950 м). Средняя вертикальная скорость снижения составляла около 7 м/с. Экипаж после третьего разворота через 20 секунд начал выполнять четвертый разворот. Для соблюдения схемы захода на посадку при скорости 283 км/час, на которой экипаж выполнял полет от третьего к четвертому развороту, потребное время составляет около 45 секунд. Преждевременное выполнение четвертого разворота привело к тому, что самолет оказался правее линии посадочного курса. Высота начала четвертого разворота составляла 660 м вместо установленной высоты 950 м. Разворот выполнялся со снижением. Завершение четвертого разворота с уклонением вправо от посадочного курса на 2,3 км было произведено на высоте 320 м.
В процессе выполнения четвертого разворота самолет вошел в слоистую облачность (верхняя граница которой 300-400 м), переходящую в туман с горизонтальной видимостью около 50 м. КВС не информировал диспетчера об ухудшении погоды. Экипаж в нарушение требований п. 7.6.15 НПП ГА-85 вместо ухода на второй круг продолжал снижаться.
На высоте 188 м самолет столкнулся со склоном горы (мыс Отвесный) высотой 226,4 м в 3,5 км от ВПП и в 2,5 км правее продолжения ее оси. В последний момент экипаж, увидев препятствия, пытался перевести ВС в набор высоты, увеличил режим работы двигателей до взлетного и создал угол тангажа до 45° на кабрирование. Столкновение самолета со скалистым склоном мыса произошло правым полукрылом и правой основной стойкой шасси. После первого столкновения с землей самолет пролетел еще 90 метров, упав на землю на 85 м ниже уровня места первого столкновения. В результате столкновения самолет полностью разрушился и частично сгорел. Экипаж и находившиеся на борту пассажиры погибли.
|
Описание выявленных причин АП |
Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
- принятие решения на вылет с нарушением требований п. 5.5.11.2 НПП ГА-85;
- невыдерживание экипажем установленной схемы захода на посадку;
- непринятие экипажем решения о прекращении захода на посадку и уходе на второй круг при попадании самолета на высоте ниже высоты принятия решения (ВПР) в условия, исключающие визуальный контакт с наземными ориентирами;
- недоведение до экипажа диспетчером КДП МВЛ аэродрома Аян информации об условиях погоды ниже минимума аэродрома при подходе самолета к четвертому развороту, которую он обязан был уточнить у метеонаблюдателя;
- невыдача метеонаблюдателем аэродрома Аян очередной фактической погоды (видимость 3000 м, туман на расстоянии), которая была ниже минимума аэродрома, а, следовательно, и неинформирование экипажа диспетчером о данной фактической погоде;
- отсутствие взаимодействия между диспетчером КДП МВЛ и метеонаблюдателем аэродрома Аян при заходе на посадку ВС в сложных метеоусловиях;
- непередача диспетчером МДП Николаевска-на-Амуре диспетчерам Полина Осипенко, Чумикан и Аян, в зоне ответственности которых проходил полет, штормовой информации об ухудшении метеоусловий в зоне захода на посадку (более чем за час до катастрофы);
- отсутствие на горном аэродроме Аян радиотехнических средств контроля за местонахождением самолета в районе аэродрома, на схеме снижения и в процессе захода на посадку.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Катастрофа самолета Ан-28 RA-28932 произошла в результате столкновения со скалой в процессе захода на посадку в тумане, при метеоусловиях ниже минимума аэродрома, что привело к полному разрушению самолета и гибели членов экипажа и пассажиров.
Авиационное происшествие обусловлено отсутствием взаимодействия между экипажем ВС, органами ОВД и службой метеообеспечения, которое привело к заходу на посадку при метеоусловиях ниже минимума аэродрома.
Невыдерживание экипажем установленной схемы захода на посадку и непринятие экипажем решения о прекращении захода на посадку и уходе на второй круг при попадании самолета на высоте ниже ВПР в условия, исключающие визуальный контакт с наземными ориентирами, привело к столкновению со скалой.
Развитию аварийной ситуации способствовало отсутствие на горном аэродроме Аян радиотехнических средств контроля за местонахождением самолета в районе аэродрома, на схеме снижения и в процессе захода на посадку.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|