 |
 |
 |
Катастрофа Ка-26 Дальневосточного УГА близ Романовки, Приморский край |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 мая 1984 г.
Время: 09:35
Страна: СССР
Место происшествия: Приморский край, Шкотовский район, село Романовка
Тип ВС: Ка-26
Регистрация ВС: СССР-19513
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО
|
|
|
 |
|
Описание |
Пилот 334 летного отряда и авиатехник выполняли АХР в военном совхозе «Романовский» Шкотовского р-на Приморского края. В 09:10 местного времени КВС и авиатехник прибыли на площадку временного базирования вертолета в н.п. Романовка с целью его принятия от военизированной охраны и перелета к месту работы по внесению минеральных удобрений.
Фактическая погода была: у земли тихо, облачность 8 баллов слоисто-кучевая 400-600 м, видимость более 10 км.
После осмотра и подготовки вертолета пилот приступил к запуску двигателей и раскрутке несущих винтов. Приступив к взлету, он произвел вертикальный отрыв вертолета. После зависания на высоте 2-3 м КВС для перемещения вертолета назад взял ручку циклического шага на себя. Режим работы двигателей и несущих винтов в этот момент составлял: Рк=830…850 мм рт.ст., обороты 96%. Вертолет с опущенным хвостовым оперением (угол тангажа на набор 10…15°) начал перемещение назад с набором высоты до 10…12 м и разгоном скорости до 10 км/ч. Вертолет с места стоянки переместился назад на 50…60 м. На данном этапе полет выполнялся в соответствии с РЛЭ. Приняв решение на остановку вертолета от перемещения назад с целью зависания и последующего разворота влево для подлета к загрузочной площадке, пилот отдал ручку циклического шага вперед и дал левую ногу. Вертолет на дачу пилотом левой ноги не среагировал, перешел на отрицательный угол тангажа и начал снижаться. Взятие ручки циклического шага на себя полностью и ручки «шаг-газ» вверх не оказали эффективного влияния на вывод вертолета из создавшегося положения. Вертолет со снижением и незначительным (10…15°) правым креном, двигаясь вперед с правым разворотом, столкнулся с землей, полностью разрушился и сгорел. КВС и находившийся на правом сиденье авиатехник в момент удара о землю были выброшены из пилотской кабины. Пилот получил незначительные травмы и ожоги. Авиатехник от полученных ожогов скончался в больнице через 21 час после события. Катастрофа произошла в 09:35 местного времени в 2,5 км северо-западнее н.п. Романовка.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
0 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ка-26 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-19513 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
16.08.1974 |
Заводской номер ВС |
7404504 |
Наработка ВС (часы) |
3229 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
КЕ 743060 КЕ 533112 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Владивостокский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Создавшаяся катастрофическая ситуация сложилась в результате возникновения пикирования при остановке вертолета при движении назад. Возникновение резкого пикирующего момента на вертолетах Ка-26 возможно при действии суммарного набегающего потока на стабилизатор от движения вертолета назад и порыва ветра до 3…5 м/с в момент отдачи ручки циклического шага от себя для останова вертолета от перемещения назад. В этом случае на вертолете с центровкой, близкой к предельно передней, балансировочное положение ручки циклического шага близко к заднему упору. При достижении скорости перемещения назад более 5 м/с относительно воздушного потока момент вертолета на пикирование достигает величины, которая не может быть уравновешена моментом от несущих винтов при взятии ручки циклического шага на себя полностью, что приводит к энергичному опусканию носа и последующей потере высоты. Взятие ручки «шаг-газ» вверх до упора также увеличивает пикирующий момент и вертикальную скорость снижения. Момент планера в варианте опрыскивателя с аэропылом создает наибольшую величину пикирования по сравнению с другими вариантами оборудования вертолетов.
Из-за отсутствия рекомендаций в РЛЭ по особенностям поведения вертолета при его движении назад в воздушном потоке на скоростях 3 м/с с центровкой, близкой к предельно передней, в условиях выполнения полета на малой высоте и дефицита времени, пилот был не в состоянии оценить поведение вертолета и принять правильное решение для выхода из создавшегося положения.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явился непреднамеренный вывод вертолета за пределы ограничений по ветру сзади (более 5 м/с), что привело к временной потере продольной управляемости при движении вертолета назад в положении «хвостом вперед». Усиление воздушного потока более 5 м/с произошло за счет сложения скорости перемещения вертолета назад (2,5…3 м/с) и появления встречного ветра силой до 3…5 м/с на высоте перемещения 10…12 м.
На исход полета оказала влияние передняя центровка вертолета, близкая к предельно-допустимой.
Действия пилота по выводу вертолета из пикирования оказались неэффективны из-за отсутствия рекомендаций в РЛЭ по выходу из создавшегося положения и малой высоты зависания.
В ходе расследования вскрыты недостатки в организации летной работы, обеспечении полетов, слабые знания частью летного состава физической сущности практической аэродинамики вертолета Ка-26.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|