19 ноября 2005 г., ночью, в районе аэропорта Домодедово
произошла катастрофа самолета Цессна-208В, регистрационный номер
P4-OIN. Государством регистрации ВС и держателем сертификата
летной годности является Аруба (Королевство Нидерланды).
Экипаж воздушного судна состоял из двух пилотов - граждан
Российской Федерации, имеющих российские свидетельства пилотов
гражданской авиации:
- командир ВС имел общий налет 9000 часов, в том
числе на самолете Цессна-208В 90 часов. Переучивание на самолет
Цессна-208В проведено в мае 2005 г. в США;
- второй пилот имел общий налет 1978 часов, в том
числе на самолете Цессна-208В 50 часов. Переучивание на самолет
Цессна-208В проведено в мае 2005 г. в США.
Экипаж ВС выполнял полет с шестью пассажирами на борту по
маршруту Воронеж - Домодедово. Полет выполнялся в пределах
установленной воздушной трассы на высоте 3000 метров.
В московской зоне УВД наблюдались осадки в виде обложного и
ливневого снега, видимость в осадках 4000 - 6000 метров, местами в
ливневом снеге 1000 - 2000 м. Облачность сплошная (8 октантов)
высокослоистая, нижняя граница 2000 м, верхняя граница 4000 м,
облачность значительная (5 - 8 октантов) слоисто-кучевая, нижняя
граница 250 м, верхняя граница 1500 - 1700 м.
Учитывая синоптическую ситуацию на момент авиационного
происшествия (температура воздуха на эшелоне полета самолета 3000
метров минус 10 - 12 -С, относительная влажность воздуха 95 -
100%, слоистообразная облачность, из которой выпадали осадки),
вероятность интенсивности обледенения оценивалась от умеренного до
сильного.
В ходе расследования установлено, что после пролета ОПРС
Октябрьский и прослушивания информации АТИС аэропорта Домодедово
диспетчером сектора "Москва-подход о" экипажу самолета была
передана информация о возможном обледенении в облаках вплоть до
умеренного, на что экипаж доложил о выполнении полета выше
облаков.
В дальнейшем экипаж, по запросу диспетчера УВД, информировал о
входе в облачность и наличии слабого обледенения. При этом по
записям бортового магнитофона установлено, что непосредственно
перед запросом диспетчера члены экипажа в разговоре между собой
отмечали наличие сильного обледенения.
Накопление значительного количества льда на поверхностях
самолета подтверждается также записью параметров полета. Так, при
выполнении горизонтального полета на высоте 3000 метров с
включенным автопилотом и неизменным режимом работы двигателя
происходил плавный рост угла тангажа на кабрирование от 1,5 до 4
градусов, сопровождавшийся постоянным падением приборной скорости
со 152 до 130 узлов.
Наличие обледенения ВС также подтверждается действиями экипажа,
применившего в дальнейшем рекомендованную РЛЭ технику сброса льда
с лопастей винта, дважды уменьшив его обороты со значения 1900
об./мин. до значения 1700 об./мин. и обратно.
Самолет Цессна-208В P4-OIN был оснащен комплектом оборудования
для полетов в условиях обледенения. Во всех случаях попадания в
условия обледенения в РЛЭ самолета Цессна-208В содержится
предупреждение о необходимости принятия немедленных действий по
выходу из этих условий, при этом наилучшим методом считается набор
высоты. Однако экипаж принял решение о снижении с эшелона полета
для выполнения захода на посадку в аэропорту Домодедово.
Снижение самолета выполнялось с включенным автопилотом, режим
работы двигателя постепенно уменьшался.
Снижение с высоты 1800 метров до высоты 1500 метров
осуществлялось с практически постоянной вертикальной скоростью 5
м/с. Приборная скорость полета к началу снижения с высоты 1800
метров была 130 узлов и постепенно уменьшалась, режим работы
двигателя был близок к режиму полетного "малого газа".
После прохождения ОПРС Аксиньино экипаж приступил к левому
развороту, в соответствии с направлением воздушного коридора, для
выхода на посадочный курс. В процессе разворота начался вывод
самолета в горизонтальный полет на высоте 1500 метров (эшелон
перехода). Режим работы двигателя при этом не изменялся. Экипаж
приступил к перестановке давления на высотомерах и выполнению
раздела "Перед посадкой" карты контрольных проверок. Автопилот,
стремясь выдерживать заданную высоту, в течение 15 - 17 секунд
плавно увеличивал значение угла тангажа до 8 градусов, что
сопровождалось уменьшением приборной скорости.
В дальнейшем, по данным бортового самописца, было зафиксировано
резкое уменьшение значения вертикальной перегрузки,
сопровождавшееся уменьшением тангажа (достигшего к данному моменту
8-) и развитием левого крена. В этот момент скорость составляла
101...102 узла, закрылки находились в убранном положении. Подобное
изменение параметров полета свидетельствует о выходе самолета на
режим сваливания. Через три секунды после начала сваливания
зафиксировано отключение автопилота и увеличение режима работы
двигателей до взлетного.
Сваливание самолета произошло до срабатывания сигнализации о
приближении к сваливанию и практически на скорости, указанной в
РЛЭ как минимально допустимая для полета в условиях обледенения
(105 узлов). Следует обратить внимание, что в апреле 2005 года
авиационной администрацией США была выпущена директива,
предупреждающая экипажи, что сваливание данного типа самолета в
условиях обледенения возможно и без срабатывания предупреждающей
сигнализации.
Действия членов экипажа по выводу самолета из режима сваливания
оказались неэффективными. В процессе падения самолет значительно
превысил эксплуатационные ограничения по скорости (225 узлов при
ограничении 175 узлов) и вертикальной перегрузке (до 5 ед. при
ограничении 3,8 ед.).
Самолет столкнулся с землей на удалении 35 км с азимутом 142-
от аэропорта Домодедово. Все находившиеся на борту пассажиры и
члены экипажа погибли.
|