Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Cessna 208B в районе а/п Домодедово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  19 ноября 2005 г.
Время:  19:27
Страна:  Россия
Место происшествия:  Московская область, близ дер. Старый, Ступинский район
Тип ВС:  Cessna 208B Grand Caravan
Регистрация ВС:  P4-OIN

подробное описание случая...
 


Описание
    19 ноября 2005 г., ночью, в районе аэропорта Домодедово
    произошла катастрофа самолета Цессна-208В, регистрационный номер
    P4-OIN. Государством регистрации ВС и держателем сертификата
    летной годности является Аруба (Королевство Нидерланды).
    Экипаж воздушного судна состоял из двух пилотов - граждан
    Российской Федерации, имеющих российские свидетельства пилотов
    гражданской авиации:
    - командир ВС имел общий налет 9000 часов, в том
    числе на самолете Цессна-208В 90 часов. Переучивание на самолет
    Цессна-208В проведено в мае 2005 г. в США;
    - второй пилот имел общий налет 1978 часов, в том
    числе на самолете Цессна-208В 50 часов. Переучивание на самолет
    Цессна-208В проведено в мае 2005 г. в США.
    Экипаж ВС выполнял полет с шестью пассажирами на борту по
    маршруту Воронеж - Домодедово. Полет выполнялся в пределах
    установленной воздушной трассы на высоте 3000 метров.
    В московской зоне УВД наблюдались осадки в виде обложного и
    ливневого снега, видимость в осадках 4000 - 6000 метров, местами в
    ливневом снеге 1000 - 2000 м. Облачность сплошная (8 октантов)
    высокослоистая, нижняя граница 2000 м, верхняя граница 4000 м,
    облачность значительная (5 - 8 октантов) слоисто-кучевая, нижняя
    граница 250 м, верхняя граница 1500 - 1700 м.
    Учитывая синоптическую ситуацию на момент авиационного
    происшествия (температура воздуха на эшелоне полета самолета 3000
    метров минус 10 - 12 -С, относительная влажность воздуха 95 -
    100%, слоистообразная облачность, из которой выпадали осадки),
    вероятность интенсивности обледенения оценивалась от умеренного до
    сильного.
    В ходе расследования установлено, что после пролета ОПРС
    Октябрьский и прослушивания информации АТИС аэропорта Домодедово
    диспетчером сектора "Москва-подход о" экипажу самолета была
    передана информация о возможном обледенении в облаках вплоть до
    умеренного, на что экипаж доложил о выполнении полета выше
    облаков.
    В дальнейшем экипаж, по запросу диспетчера УВД, информировал о
    входе в облачность и наличии слабого обледенения. При этом по
    записям бортового магнитофона установлено, что непосредственно
    перед запросом диспетчера члены экипажа в разговоре между собой
    отмечали наличие сильного обледенения.
    Накопление значительного количества льда на поверхностях
    самолета подтверждается также записью параметров полета. Так, при
    выполнении горизонтального полета на высоте 3000 метров с
    включенным автопилотом и неизменным режимом работы двигателя
    происходил плавный рост угла тангажа на кабрирование от 1,5 до 4
    градусов, сопровождавшийся постоянным падением приборной скорости
    со 152 до 130 узлов.
    Наличие обледенения ВС также подтверждается действиями экипажа,
    применившего в дальнейшем рекомендованную РЛЭ технику сброса льда
    с лопастей винта, дважды уменьшив его обороты со значения 1900
    об./мин. до значения 1700 об./мин. и обратно.
    Самолет Цессна-208В P4-OIN был оснащен комплектом оборудования
    для полетов в условиях обледенения. Во всех случаях попадания в
    условия обледенения в РЛЭ самолета Цессна-208В содержится
    предупреждение о необходимости принятия немедленных действий по
    выходу из этих условий, при этом наилучшим методом считается набор
    высоты. Однако экипаж принял решение о снижении с эшелона полета
    для выполнения захода на посадку в аэропорту Домодедово.
    Снижение самолета выполнялось с включенным автопилотом, режим
    работы двигателя постепенно уменьшался.
    Снижение с высоты 1800 метров до высоты 1500 метров
    осуществлялось с практически постоянной вертикальной скоростью 5
    м/с. Приборная скорость полета к началу снижения с высоты 1800
    метров была 130 узлов и постепенно уменьшалась, режим работы
    двигателя был близок к режиму полетного "малого газа".
    После прохождения ОПРС Аксиньино экипаж приступил к левому
    развороту, в соответствии с направлением воздушного коридора, для
    выхода на посадочный курс. В процессе разворота начался вывод
    самолета в горизонтальный полет на высоте 1500 метров (эшелон
    перехода). Режим работы двигателя при этом не изменялся. Экипаж
    приступил к перестановке давления на высотомерах и выполнению
    раздела "Перед посадкой" карты контрольных проверок. Автопилот,
    стремясь выдерживать заданную высоту, в течение 15 - 17 секунд
    плавно увеличивал значение угла тангажа до 8 градусов, что
    сопровождалось уменьшением приборной скорости.
    В дальнейшем, по данным бортового самописца, было зафиксировано
    резкое уменьшение значения вертикальной перегрузки,
    сопровождавшееся уменьшением тангажа (достигшего к данному моменту
    8-) и развитием левого крена. В этот момент скорость составляла
    101...102 узла, закрылки находились в убранном положении. Подобное
    изменение параметров полета свидетельствует о выходе самолета на
    режим сваливания. Через три секунды после начала сваливания
    зафиксировано отключение автопилота и увеличение режима работы
    двигателей до взлетного.
    Сваливание самолета произошло до срабатывания сигнализации о
    приближении к сваливанию и практически на скорости, указанной в
    РЛЭ как минимально допустимая для полета в условиях обледенения
    (105 узлов). Следует обратить внимание, что в апреле 2005 года
    авиационной администрацией США была выпущена директива,
    предупреждающая экипажи, что сваливание данного типа самолета в
    условиях обледенения возможно и без срабатывания предупреждающей
    сигнализации.
    Действия членов экипажа по выводу самолета из режима сваливания
    оказались неэффективными. В процессе падения самолет значительно
    превысил эксплуатационные ограничения по скорости (225 узлов при
    ограничении 175 узлов) и вертикальной перегрузке (до 5 ед. при
    ограничении 3,8 ед.).
    Самолет столкнулся с землей на удалении 35 км с азимутом 142-
    от аэропорта Домодедово. Все находившиеся на борту пассажиры и
    члены экипажа погибли.
   


Примечание airdisaster.ru     
Источники информации ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 1 от 24.01.06






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.