|
|
|
Катастрофа Ли-2 Восточно-Сибирского управления ГВФ в районе а/п Мама |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 апреля 1951 г.
Время: 08:40
Страна: СССР
Место происшествия: Иркутская область, 18 км северо-западнее аэропорта Мама
Тип ВС: Ли-2Т
Регистрация ВС: СССР-Л4467
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 11 авиаотряда в день происшествия выполнил полет по маршруту Киренск - Усть-Кут – Мама – Киренск. Затем он должен был вторично выполнить полет в Маму, но в связи с ухудшением погоды (ниже минимума) в а/п Мама самолет был выпущен до Бодайбо с коммерческой загрузкой до Мамы. Вес груза (соленая рыба в бочках) составлял 1 382 кг. Прогноз погоды по маршруту с 07:30 до 10:30 мск предусматривал: облачность 3-7 баллов слоисто-кучевая, к концу маршрута 7-10 баллов, слоисто-дождевая высотой 1000-1500 м, и средняя, снег, видимость более 10 км, в снегопаде – 1-2 км, в облаках обледенение, ветер юго-западный 35-45 км/ч. Взлет произведен в 07:35 мск. На борту находились пять членов экипажа и три члена другого экипажа, которые также были включены в состав экипажа в задании на полет. В 07:48 экипаж набрал эшелон 2 400 м. В 07:54-08:00 экипаж по запросу получил погоду Бодайбо: облачность 10/6 баллов, слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 20 км, ветер восточный 3 м/с. В 08:25 экипаж доложил: «в 08:20 прошел Дубровск, полагаю в 08:47 быть в Маме». В 08:35 экипаж сообщил в а/п Мама, что подходит к аэропорту на высоте 1 500 м визуально, и запросил условия посадки. Диспетчер а/п Мама разрешил визуальный подход и передал условия посадки: ветер юго-западный 3 м/с, давление 734,8 мм рт.ст., посадочный курс 140°. Подтверждения экипаж не дал и на последующие вызовы не отвечал. Самолет был обнаружен в тайге в 18 км северо-западнее а/п Мама разрушенным. Он находился на левом берегу реки Витим на обрезе берега. Хвостовая часть свешивалась с берега до льда реки. Катастрофа произошла в 08:40 мск.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2Т |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4467 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.04.48 |
Заводской номер ВС |
4002 |
Наработка ВС (часы) |
2667 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
6211-1253 811037 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, 11 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киренск |
Пункт назначения |
Мама |
Начальный пункт маршрута |
Киренск |
Конечный пункт маршрута |
Мама |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено:
1) Полеты самолетов ВСУ ГВФ для перевозки грузов между аэропортами Киренск, Мама, Бодайбо и др. были организованы плохо. Неоднократно, наряду с письменными заданиями выполнять полет до Бодайбо, устно давалось разрешение производить посадку при благоприятной фактической погоде в Маме. В нарушение существующей инструкции в а/п Мама подход часто производился со снижением на маршруте и по руслу реки Витим.
2) Метеоусловия в районе а/п Мама на 08:05 были следующими: шторм, проходящие заряды снегопада с ухудшением видимости до 1 км и усилением порывов ветра до 9 м/с над горами, а у земли до 12-15 м/с. Снежные заряды смещались в северо-западном направлении, т.е. навстречу самолету Ли-2. Горы по берегам Витима и сужение долины реки в направлении захода на посадку значительно увеличивали скорость ветра и болтанку в снеговых зарядах.
3) Разрешение на полет дал начальник РДС Киренск Соловьев, одновременно устно разрешив посадку в Маме при наличии благоприятной погоды. Полетом он не руководил. Сообщение экипажа о самовольном снижении до 1 500 м и запрос условий посадки в Маме к никакому вмешательству со стороны Соловьева не привели.
4) Командир корабля, имея письменное задание на полет до Бодайбо и устное до Мамы, изменил заданный эшелон, перешел на визуальный полет на высоте 1 500 м, затем, в нарушение инструкции полетов в а/п Мама, снижаясь для посадки, отклонился влево от трассы на 6 км и в долине реки Витим попал в мощный снежный заряд со шквальным ветром. В этих условиях он не справился с пилотированием. Самолет под углом 75-80° с правым креном, работающими моторами и выпущенными шасси столкнулся с землей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основными причинами катастрофы являются:
1) Плохая организация полетов в аэропортах Киренского района и неудовлетворительное руководство полетами со стороны начальника а/п Киренск Соколова и начальника РДС Соловьева
2) Сложные метеоусловия в районе а/п Мама, включавшие сильную турбулентность воздуха (которая не прогнозировалась АМСГ). Командир корабля в этих условиях с пилотированием не справился м самолет в штопорном положении упал на берег реки Витим.
3) Нарушение командиром корабля НПП-47, выразившееся в изменении маршрута полета, эшелона и в невыполнении инструкции по производству полетов в а/п Мама. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|