Экипаж 8 тао был выпущен в рейс по маршруту Сталинабад-Дербент-Самарканд-Ленинабад со следующим прогнозом погоды: облачность 5-10 баллов средняя, 600-1000 м, горы открыты, видимость 10 км, ветер на высоте 3-4 км юго-западный 30-40 км/ч, и по пункту посадки а/п Ленинабад – облачность 5-10 баллов средняя, горы открыты, видимость 4-10 км, ветер восточный 4-7 м/с. Самолет взлетел в 05:15 и произвел посадку в Ленинабаде в 07:25. Прогноз погоды на обратный рейс по маршруту был: на участке Ленинабад-Джизак-Самарканд – облачность 10 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 м, в конце пути понижение до 300-600 м, горы открыты, видимость 4-10 км; на участке Самарканд-Дербент и в конце пути – облачность 10 баллов слоисто-дождевая высотой 100-200 м, вершины гор закрыты, видимость 4-10 км, ветер 30-40 км/ч; на участке Дербент-Сталинабад – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 300-600 м, горы открыты, видимость 4-10 км; по пункту посадки а/п Сталинабад – облачность 10 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, горы открыты, видимость 4-10 км, ветер восточный 3-5 м/с. Начальник а/п Ленинабад, получив данный прогноз, решил самолет не выпускать. Затем он изменил свое решение, получив радиограмму (передана в 08:40) из Сталинабада от начальника АДС выпустить самолет до Самарканда. При этом начальник АДС указал, что самолет будет следовать до Сталинабада «если будет погода». В 09:20 начальник аэропорта выпустил самолет с нарушением НПП-47 – позже на 60 минут после начала действия прогноза погоды. На борту находилось 6 пассажиров и 2005 кг груза (крахмал). В 09:30 КВС установил связь с Ташкентской РДС и доложил о вылете на Самарканд. При этом, несмотря на явно нелетный прогноз погоды по трассе, Ташкентская РДС никаких указаний на борт не дала. В 09:45 экипаж связался с а/п Самарканд и запросил разрешение на пролет до Сталинабада. Диспетчер, после консультации с зам. нач. аэропорта по летной службе и начальником АМСГ, дал разрешение на пролет с указанием в случае ухудшения погоды вернуться в Самарканд. В 09:50 начальник АМСГ доложил зам. нач. аэропорта по летной службе о резком ухудшении погоды и необходимости вернуть самолет, если он еще не прошел Байсун. С 10:10 по 10:20 диспетчер по распоряжению зам. нач. аэропорта по летной службе вызывал самолет для передачи запрета на пролет, но КВС на связь не выходил. На повторные вызовы с 10:25 по 10:45 он также не отвечал. В 10:05 - 10:07 на борт из Сталинабада передана погода в районе Байсуна за 09:20 – облачность 10 баллов высотой 1000 м, видимость 15 км, ветер восточный 8 м/с, горы закрыты. В 10:15 - 10:18 КВС связался с Ташкентской РДС и передал пролет Самарканда в 10:10. Начальник РДС на доклад радиооператора об этой связи ответил: «Пусть летит». В 10:23 - 10:26 КВС установил связь с а/п Сталинабад и доложил пролет Самарканда на эшелоне 2 900 м визуально. Сталинабад никаких указаний о возврате в Самарканд не дал, несмотря на известное им ухудшение погоды в районе Байсуна. В 10:36 – 10:39 и в 10:45 – 10:50 на борт была передана погода Байсуна и Сталинабада, которую экипаж принял. Экипаж попросил включить с 11:00 ШВРС Сталинабада, которая начала работать с 11:25. Этот запрос наглядно показывал, что экипаж находится в сложной обстановке, но команды на возврат ему никто не дал. С 10:50 экипаж запрашивал пеленги на Сталинабад. В 11:03 доложил: «Идем в снегопаде, видимости нет». В 11:08 – «Обошли Байсун 15 км». В 11:15 экипаж передал в Сталинабад – «Закажите ШВРС и привод, пусть следит пеленгатор, дает пеленги, буду нажимать ключ». Это было последнее сообщение с борта. Самолет пропал без вести. Его поиски результатов не дали.
Место катастрофы обнаружено 8 мая того же года после заявления местного жителя. Самолет был разграблен мародерами: на телах погибших отсутствовали обувь и верхняя одежда, исчез багаж, на креслах срезана кожаная обивка. Самолет с курсом полета 135° ударился правой плоскостью о каменистый скат горы Бель-Ауты на высоте 2 600 м. Консоль крыла оторвалась. Затем самолет зацепил землю сначала правыми, а затем левыми винтами и моторами. Пролетев через пологую лощину, теряя по пути разрушенные части, самолет в 33 м от места удара моторами вторично ударился о землю. В результате оторвались оба мотора и разрушилась пилотская кабина. Фюзеляж с левой плоскостью пролетел еще 28 м и упал на склон горы. Затем он сполз по склону вниз и упал с обрыва до высоты 2 400 м. При этом часть самолета (фюзеляж и оперение) затем упала с другого обрыва до высоты 2 270 м. Место катастрофы расположено левее трассы на 38 км в точке с координатами 38° 34’ 00” СШ, 67° 22’ 30” ВД.
|