Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8 Северного УГА в а/п Салехард
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 августа 1970 г.
Время:  15:12
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Салехард
Тип ВС:  Ми-8
Регистрация ВС:  СССР-22477
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО
 


Описание
    Экипаж 74 летного отряда выполнял транспортно-связной полёт по заданию комсомольско-молодежного строительно-монтажного управления №3 Севергазстроя. Экипаж в день происшествия вылетел с аэродрома базирования Надым в 11:37 местного времени по маршруту Надым – Лабытанги – Салехард – Надым. В 13:30 экипаж произвел посадку в а/п Салехард. Вертолет был дозаправлен топливом. На борт были взяты служебные пассажиры: три пассажира заказчика и старший инженер АТБ 2-го Ленинградского ОАО. Взлетный вес вертолёта составлял 10 190 кг, центровка не выходила за установленные пределы. Метеоусловия в момент взлета были: облачность кучевая высотой 1 000 м, видимость 14 км, ветер 290° 4 м/с, температура воздуха +9°. В 15:10 экипаж получил разрешение на контрольное висение и взлет по готовности. По показанию очевидцев, до набора высоты 50-70 м взлет происходил нормально. Когда вертолет находился этой высоте и на расстоянии 430 м от места взлета очевидцы услышали звук удара с последующим видимым разрушением хвостового винта: часть лопасти хвостового винта отлетела влево по курсу полёта на 120 м, на землю посыпались обломки металла. При дальнейшем разрушении хвостового винта концевая балка с хвостовым винтом отвалилась в воздухе, вертолёт начал вращаться влево, при этом от него стали отделяться какие-то предметы, напоминающие листы бумаги. Вертолёт, снижаясь с вращением влево и правым креном, сделав 1,5 оборота вокруг вертикальной оси, упал на металлическую ВПП, взорвался и сгорел в 730 м от места взлёта. С момента взлета вертолёта и до его падения команд от диспетчера и сообщений от экипажа не поступало. Принятыми мерами ликвидировать пожар полностью не удалось. Экипаж и пассажиры погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 4 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8
Регистрационный номер (id) ВС СССР-22477
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 27.10.1969
Заводской номер ВС 0438
Наработка ВС (часы) 522
Наработка ВС (циклы) 591
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, 2-й Ленинградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Салехард
Пункт назначения Надым
Начальный пункт маршрута Салехард
Конечный пункт маршрута Надым


Подробные сведения

Описание последствий АП     Вертолёт полностью сгорел. При осмотре хвостовой балки обнаружено отсутствие 9 верхних болтов крепления к ней концевой балки. Часть разрушенного стыкового шпангоута концевой балки имеет деформацию и вытяжку болтов. Два оборванных верхних болта без гаек найдены в районе удара вертолета об землю.
    Стабилизатор: оборванный участок средней части лонжерона изогнут по форме сечения лопасти несущего винта.
    Хвостовой винт: остались комлевые узлы лопастей с редуктором и верхней частью концевой балки. Лопасти № 1 и № 2 хвостового винта оборвались при падении винта на землю. Лопасть № 3 хвостового винта: излом лонжерона с изгибом в сторону от балки, имеется след удара по лобовой кромке. Нагревательный элемент лопасти отделился, имеет сквозную пробоину. Обшивка лопасти оторвана и имеет забоину.
    Несущий винт: законцовка имеет значительные разрушения, следы скользящих касаний, следы красной краски.
    Выводы технической комиссии:
   
    - Разрушение законцовки лопастей несущего винта со следами ударов об хвостовой винт.
    - Разрушение лопастей хвоствого винта.
    - Следы потери устойчивости на обшивке и стрингерном наборе хвостовой балки.
    - Разрушение трехрядного заклёпочного шва.
    - Признаки усталостных трещин на силовых деталях стабилизатора.
   
   
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии главной причиной лётного происшествия является разрушение конструкций вертолёта в полёте на высоте 50-70 м. Разрушение конструкций произошло по одной из следующих причин:
    а) Разрушение концевой балки с последующим ее отрывом из-за потери устойчивости по причине нарушения технологий;
    б) Обрыв законцовки лопасти несущего винта с последующим ее попаданием на лопасти хвостового винта, что привело к деформации лопастей, изменению их плоскости вращения, тряске винта и ударам лопастями хвостового винта по концевой балке;
    в) Разрушение стабилизатора с последующим попаданием его на хвостовой винт.
    После проведения исследований в ГосНИИ ГА установлено, что причиной катастрофы является усталостное разрушение болтов стыка хвостовой и концевой балок вследствие недостаточной надежности этого стыка.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Материалы расследования предоставил Корсак Сергей Витальевич
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.