|
|
|
Катастрофа Ил-12 Казахского управления ГВФ близ а/д ПВО Саваслейка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 сентября 1949 г.
Время: 04:05
Страна: СССР
Место происшествия: Горьковская область, 12 км севернее а/д Саваслейка
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1462
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское управление ГВФ, 25 тао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 25 тао выполнял грузовой полет Москва-Караганда. Посадки предусматривались в Казани, Челябинске и Кустанае. Из-за плохих метеоусловий экипаж был направлен по новому маршруту с первой посадкой в Свердловске. Взлет в а/п Люберцы произведен в 02:25. Груз состоял из муфельных печей (765 кг), театральных декораций и ящиков с театральным реквизитом (560 кг), латунных труб (1030 кг) и электросчетчиков (695 кг). Экипаж набрал эшелон 1 800 м. При проходе траверза а/п Быково, бортмеханик заметил пламя на левом моторе, о чем доложил КВС, который сбавил газ, пытаясь выяснить причину, снизившись при этом до 1 500 м. После непродолжительных рассуждений экипаж установил, что причина появления огня и характерного свиста – прогар клапана воздушного запуска. Несмотря на это, КВС принял решение продолжить полет. В 02:55 на эшелоне 1 800 м самолет прошел Куровское, где КВС запросил набор эшелона 3 000 м, не сообщив о неисправности. ВРДС дала разрешение. В 03:15 КВС доложил пролет Гусь-Хрустального на эшелоне 3 000 м. В 03:37 самолет прошел Муром при путевой скорости 320 км/ч. В 03:47 экипаж доложил об отказе левого мотора и что направляется для вынужденной посадки в Горький, попросив включить там привод и подготовить ночной старт. В 03:52 ВРДС передала на борт погоду Горького и готовность к приему. После этого связь прекратилась. По показаниям оставшегося в живых второго пилота в дальнейшем произошло следующее: после прохода г. Муром на эшелоне 3 000 м резко упало давление масла левого мотора и мотор сдал. Самолет резко развернуло влево. Бортмеханик несколько раз пытался безуспешно зафлюгировать винт. Самолет резко терял высоту. Несмотря на форсирование правого мотора перейти в горизонтальный полет не удавалось. КВС дал команду второму пилоту и бортрадисту выбрасывать груз (до катастрофы они успели выкинуть около 2 тонн). Несмотря на это, самолет продолжал терять высоту, снижаясь с левым креном. В таком положении, с курсом 360°, в 04:05 он в 22 км восточнее Мурома ударился о холм, покрытый молодым сосновым лесом. Срубив лес на протяжении 40 м, самолет ударился левым мотором и центропланом о песчаный бугор оврага в 40-50 м от места первого касания деревьев. Фюзеляж, отделившись от центроплана, перелетел овраг и упал в лес в 70 м от места первого удара о землю. Центроплан с плоскостями перелетел овраг и упал на его противоположном краю. Левый мотор наработал снэ 334 ч 34 мин, в том числе после ремонта на АРБ-404 – 45 ч.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
3 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1462 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
август 1948 г. |
Заводской номер ВС |
8302604 |
Наработка ВС (часы) |
550 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8228441 8226397 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское управление ГВФ, 25 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Москва (Люберцы) |
Пункт назначения |
Свердловск (Кольцово) |
Начальный пункт маршрута |
Москва (Люберцы) |
Конечный пункт маршрута |
Караганда |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
1) Основной причиной катастрофы является отказ левого мотора в полете из-за разрушения по резьбе штуцера отвода масла из дополнительной маслопомпы МШ-1-19, следствием чего стало полное выбивание масла из системы левого мотора в воздухе через центральное отверстие маслоотводной магистрали МШ-1-19. В результате левый мотор сдал, установка винта во флюгер без масла стала невозможна, что исключало одномоторный полет без снижения. Излом штуцера произошел вследствие его неправильного монтажа при ремонте на АРБ-404 в апреле 1949 г.
2) Вследствие слабого инженерно-технического контроля в аэропортах и летных подразделениях ГВФ неправильный монтаж штуцера не был обнаружен в течение 45 ч. эксплуатации после ремонта мотора.
3) Отсутствие отдельного питания маслом системы флюгирования винтов на самолете Ил-12.
4) КВС принял совершенно неправильное решение продолжать ночной полет на неисправном самолете при обнаружении в начале рейса прогара клапана воздушного запуска левого мотора, что могло вызвать не только его отказ, но и пожар в полете.
5) Вопреки приказу ГУ ГВФ экипаж, выполняя грузовой рейс, выпущен в полет без парашютов.
6) Находясь в трудных условиях вынужденной посадки ночью, КВС не мог воспользоваться осветительными ракетами ПАР-8, так как их на борту не было.
7) Невозможность при существующей системе использовать для вынужденной посадки аэродром ПВО Саваслейка, в 12 км от которого произошла катастрофа. Находясь в районе данного аэродрома экипаж не смог воспользоваться им, так как ночного старта на нем не было, а установить с борта радиосвязь с аэродромом не представлялось возможным из-за отсутствия радиоданных.
8) Плохой контроль в аэропортах ГВФ за соблюдением установленного полетного веса самолетов. При взлете в а/п Люберцы полетный вес составлял 17 755 кг вместо 17 250 кг. Таким образом, самолет был перегружен на 505 кг. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|