Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-12 Казахского управления ГВФ близ а/д ПВО Саваслейка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 сентября 1949 г.
Время:  04:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Горьковская область, 12 км севернее а/д Саваслейка
Тип ВС:  Ил-12
Регистрация ВС:  СССР-Л1462
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское управление ГВФ, 25 тао
 


Описание
    Экипаж 25 тао выполнял грузовой полет Москва-Караганда. Посадки предусматривались в Казани, Челябинске и Кустанае. Из-за плохих метеоусловий экипаж был направлен по новому маршруту с первой посадкой в Свердловске. Взлет в а/п Люберцы произведен в 02:25. Груз состоял из муфельных печей (765 кг), театральных декораций и ящиков с театральным реквизитом (560 кг), латунных труб (1030 кг) и электросчетчиков (695 кг). Экипаж набрал эшелон 1 800 м. При проходе траверза а/п Быково, бортмеханик заметил пламя на левом моторе, о чем доложил КВС, который сбавил газ, пытаясь выяснить причину, снизившись при этом до 1 500 м. После непродолжительных рассуждений экипаж установил, что причина появления огня и характерного свиста – прогар клапана воздушного запуска. Несмотря на это, КВС принял решение продолжить полет. В 02:55 на эшелоне 1 800 м самолет прошел Куровское, где КВС запросил набор эшелона 3 000 м, не сообщив о неисправности. ВРДС дала разрешение. В 03:15 КВС доложил пролет Гусь-Хрустального на эшелоне 3 000 м. В 03:37 самолет прошел Муром при путевой скорости 320 км/ч. В 03:47 экипаж доложил об отказе левого мотора и что направляется для вынужденной посадки в Горький, попросив включить там привод и подготовить ночной старт. В 03:52 ВРДС передала на борт погоду Горького и готовность к приему. После этого связь прекратилась. По показаниям оставшегося в живых второго пилота в дальнейшем произошло следующее: после прохода г. Муром на эшелоне 3 000 м резко упало давление масла левого мотора и мотор сдал. Самолет резко развернуло влево. Бортмеханик несколько раз пытался безуспешно зафлюгировать винт. Самолет резко терял высоту. Несмотря на форсирование правого мотора перейти в горизонтальный полет не удавалось. КВС дал команду второму пилоту и бортрадисту выбрасывать груз (до катастрофы они успели выкинуть около 2 тонн). Несмотря на это, самолет продолжал терять высоту, снижаясь с левым креном. В таком положении, с курсом 360°, в 04:05 он в 22 км восточнее Мурома ударился о холм, покрытый молодым сосновым лесом. Срубив лес на протяжении 40 м, самолет ударился левым мотором и центропланом о песчаный бугор оврага в 40-50 м от места первого касания деревьев. Фюзеляж, отделившись от центроплана, перелетел овраг и упал в лес в 70 м от места первого удара о землю. Центроплан с плоскостями перелетел овраг и упал на его противоположном краю. Левый мотор наработал снэ 334 ч 34 мин, в том числе после ремонта на АРБ-404 – 45 ч.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-12
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л1462
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС август 1948 г.
Заводской номер ВС 8302604
Наработка ВС (часы) 550
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8228441 8226397


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское управление ГВФ, 25 тао
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Люберцы)
Пункт назначения Свердловск (Кольцово)
Начальный пункт маршрута Москва (Люберцы)
Конечный пункт маршрута Караганда


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     1) Основной причиной катастрофы является отказ левого мотора в полете из-за разрушения по резьбе штуцера отвода масла из дополнительной маслопомпы МШ-1-19, следствием чего стало полное выбивание масла из системы левого мотора в воздухе через центральное отверстие маслоотводной магистрали МШ-1-19. В результате левый мотор сдал, установка винта во флюгер без масла стала невозможна, что исключало одномоторный полет без снижения. Излом штуцера произошел вследствие его неправильного монтажа при ремонте на АРБ-404 в апреле 1949 г.
    2) Вследствие слабого инженерно-технического контроля в аэропортах и летных подразделениях ГВФ неправильный монтаж штуцера не был обнаружен в течение 45 ч. эксплуатации после ремонта мотора.
    3) Отсутствие отдельного питания маслом системы флюгирования винтов на самолете Ил-12.
    4) КВС принял совершенно неправильное решение продолжать ночной полет на неисправном самолете при обнаружении в начале рейса прогара клапана воздушного запуска левого мотора, что могло вызвать не только его отказ, но и пожар в полете.
    5) Вопреки приказу ГУ ГВФ экипаж, выполняя грузовой рейс, выпущен в полет без парашютов.
    6) Находясь в трудных условиях вынужденной посадки ночью, КВС не мог воспользоваться осветительными ракетами ПАР-8, так как их на борту не было.
    7) Невозможность при существующей системе использовать для вынужденной посадки аэродром ПВО Саваслейка, в 12 км от которого произошла катастрофа. Находясь в районе данного аэродрома экипаж не смог воспользоваться им, так как ночного старта на нем не было, а установить с борта радиосвязь с аэродромом не представлялось возможным из-за отсутствия радиоданных.
    8) Плохой контроль в аэропортах ГВФ за соблюдением установленного полетного веса самолетов. При взлете в а/п Люберцы полетный вес составлял 17 755 кг вместо 17 250 кг. Таким образом, самолет был перегружен на 505 кг.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.