|
|
|
Катастрофа Ил-12 Грузинского управления ГВФ в Обоянском районе Курской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 20 августа 1949 г.
Время: 17:30
Страна: СССР
Место происшествия: Курская область, Обоянский район, близ дер. Полукотельниково
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1434
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Грузинское управление ГВФ, 18 тао
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 18 авиаотряда выполнял рейс Тбилиси-Москва. После посадки в Харькове в 15:31 взлет был произведен в 16:48. На борту находились 6 пассажиров, в том числе ребенок, и 3 032 кг груза. Через 7 минут после взлета самолет набрал эшелон 1 200 м и экипаж доложил в РДС о выходе из зоны Харьковской АДС. После этого связи больше не было. По барограмме, самолет в течение 6 минут быстро снижался, потеряв около 800 м высоты. Не долетая 6-8 км до Белгорода, КВС, увидев впереди грозу, развернулся влево, взяв курс 275°. С этим курсом он летел на высоте 400 м около 45 минут. Позднее, примерно в 17:15, вместо того, чтобы вернуться на аэродром вылета или обойти грозу справа, КВС принял неправильное решение пройти через появившийся незначительный просвет между тучами. Развернувшись вправо, он взял курс 355°. С этим курсом, в условиях болтанки, он пролетел около 70 км. При этом высота полета менялась от 300 до 570 м. Увидев слева грозовые тучи, второй пилот сделал разворот на 90-100° вправо. После разворота самолет летел с курсом 80-90° в направлении деревни Полукотельниково со снижением с вертикальной скоростью 4-5 м/с, подвергаясь сильной болтанке. Находясь на высоте около 30 м, КВС, заметив прямо перед собой низкую черную тучу, совершенно скрывавшую землю, стал отворачивать от нее влево. В момент разворота эта туча с ливневым дождем настигла самолет и он стал снижаться в условиях сильной болтанки, попав в нисходящий поток. Применение командиром корабля форсажа для парирования бросков и снижения самолета результатов не дало. Самолет в условиях шквала дождя и при отсутствии видимости при выходе из разворота с левым креном 7-10° в положении горизонтального полета с курсом 270° задел винтами и мотогондолами за землю на скорости около 350-360 км/ч. После этого самолет трижды задевал за неровности земли фюзеляжем, теряя оторвавшиеся моторы, различные детали своей конструкции и грузы. Последний удар о землю произошел в 390 м от первого. Зацепив за землю надломленной и обвисшей пилотской кабиной, самолет развернулся влево на 90°, подмял под себя кабину с экипажем и остановился в полностью разрушенном состоянии. Погибли пять взрослых пассажиров, второй пилот и бортпроводница. Бортрадист умер в больнице через 5 суток. КВС, бортмеханик и двухлетний ребенок получили тяжелые ранения. Катастрофа произошла около 17:30 в 12 км северо-восточнее г. Обоянь Курской области.
Перед полетом КВС получил прогноз погоды по маршруту с 16:30 до 19:30 – облачность 7-10 баллов, кучево-дождевая высотой 600-1000 м, дождь с грозой, видимость 4-10 км, ветер северо-восточный 70-80 км/ч. Прогноз не содержал детализированной информации в отношении характера гроз, а также высоты облачности и горизонтальной видимости в зоне грозовых осадков. Полученные до 16:00 несколько штормовых предупреждений с гидрометеостанций, расположенных в направлении на Москву, синоптик не использовала и не учитывала при составлении прогноза погоды по маршруту. При совершенно очевидной обстановке направления движения гроз дежурный синоптик АМСГ в своих консультациях не дала исчерпывающих указаний вылетающим пилотам о том, в каком направлении следует обходить грозы в случае встречи с ними.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
3 |
Пассажиры |
6 |
5 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1434 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
26.04.1948 |
Заводской номер ВС |
30266 |
Наработка ВС (часы) |
553 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
8228821 8228842 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Грузинское управление ГВФ, 18 тао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Харьков |
Пункт назначения |
Москва (аэропорт неизвестен) |
Начальный пункт маршрута |
Тбилиси |
Конечный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственной причиной катастрофы является попадание в СМУ, сопровождающиеся фронтальной грозовой деятельностью с мощными нисходящими потоками.
Главными причинами катастрофы являются:
1) Неудовлетворительное метеообеспечение полета со стороны АМСГ а/п Харьков, выразившееся в:
а) неправильном составлении синоптиком прогноза погоды по маршруту Харьков-Москва, который не отражал действительного состояния погоды по трассе и не ориентировал КВС и руководителя полетов о тех сложных метеоусловиях, в которых должен был происходить полет, особенно на участке Харьков-Курск;
б) некачественной консультации синоптиком командира корабля. Синоптик не детализировала прогноз о характере и интенсивности грозовой деятельности на отдельных участках маршрута, не рекомендовала КВС пути и возможности обхода гроз при встрече с ними.
2) Неудовлетворительная организация выпуска и руководства полетами в а/п Харьков, выразившаяся в:
а) безответственном отношении к выпуску самолета и непринятии мер к тщательному анализу и изучению обстановки руководством аэропорта;
б) безответственном отношении к информированию экипажей о полученных штормовых предупреждениях о грозе в районе Обоянь, Курск, Рыльск, Льгов;
в) неудовлетворительном руководстве движением самолетов со стороны Харьковской РДС, которая в течение двух часов после выхода Ил-12 из зоны АДС не вела с ним связи, не установила его местонахождение и условия полета;
г) практике выпуска самолетов из Харькова в рейсы при погоде ниже минимума.
3) Недисциплинированность КВС, нарушившего НПП-47. Встретив плохие метеоусловия, он не принял своевременного решения о возврате на аэродром вылета или о безопасном обходе. Кроме того он, встретившись с плохой погодой в районе Белгорода, изменил курс, не доложив об этом диспетчеру РДС и не сообщив ему фактической погоды на трассе.
Виновники:
1) Синоптик – выдала неправильный и неконкретный прогноз погоды по маршруту, не ориентировавший КВС на сложность полета.
2) Нач. АМСГ – не организовала должную работу синоптиков.
3) Нач. службы движения – зная о наличии гроз, не потребовал от синоптика детально уточнить метеообстановку. Не разобравшись в погоде, поспешно дал разрешение на вылет без указаний о выполнении полета в таких условиях. После прекращения связи с самолетом мер по ее установке и выяснению местонахождения самолета не принял.
4) Командир корабля.
5) Нач. а/п Харьков – не организовал четкой работы службы движения и АМСГ, передоверив это малоопытному заместителю по ночным полетам. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|