Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Северо-Кавказского ТУ ГВФ близ а/п Харьков (Основа)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 октября 1953 г.
Время:  00:30
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Харьковская обалсть, пос. Жихорь, близ а/п Харьков
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4732
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 77 ато
Рейс:  270
 


Описание
    Экипаж 77 ато произвел взлет в Ростове-на-Дону в 22:39 30 октября. В 00:16 самолет вошел в зону аэропорта Харьков (Основа) на высоте 2 100 м сверх облаков и по разрешению КДП начал снижение. В 00:27 самолет прошел над аэропортом на высоте 300 м. Экипаж включил фары, выпустил шасси и с разрешения дежурного по полетам с левым кругом стал заходить на посадку с МК=85° через ДПРС системы ОСП. Недолетая 2 км до БПРС, в непосредственной близости от препятствий (железная дорога с осветительными мачтами высотой 30-40 м) самолет развернулся вправо на 45° и с потерей скорости упал на землю на правое крыло и на носовую часть. Весь экипаж и 10 пассажиров, в том числе грудной ребенок, погибли. Один пассажир получил тяжелые ранения. Катастрофа произошла в 00:30 в поселке Жихорь в 700 м после пролета ДПРС (2300 м до БПРС) и в 150 м правее оси ВПП. Самолет упал на огороды между жилыми домами поселка в 150 м с недолетом до железной дороги. Фюзеляж полностью разрушился по 27-ой шпангоут. На земле разрушений и пострадавших нет. После остановки самолета от правого крыла до ближайшего дома было 8 м.
    Фактическая погода на момент происшествия: облачность 10 баллов высотой 1086 м (по прожектору), видимость 10 км, ветер северо-восточный 10 м/с, t=-5°С. Радиосредства работали нормально. БПРС не была включена. Самолет планировал на предпосадочной прямой на меньшей высоте, чем установленная, с чрезмерно задросселированными моторами. Шасси и щитки были выпущены.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 11 10
На земле   0
Всего погибших 15


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4732
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.07.1949
Заводской номер ВС 18432509
Наработка ВС (часы) 5181
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8114289 811483


Сведения о рейсе

Номер рейса 270
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское территориальное управление ГВФ, 77 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Ростов-на-Дону
Пункт назначения Харьков
Начальный пункт маршрута Ростов-на-Дону
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Наиболее вероятной причиной катастрофы является ошибка КВС, выразившаяся в недопустимом снижении самолета при планировании на предпосадочной прямой с чрезмерно задросселированными моторами. КВС пилотировал самолет, закрывшись шторками (шторки в левой части кабины обнаружены наполовину растянутыми, шторки в правой части кабины – собраны). Поздно определив потерю высоты ниже безопасной и увидев в непосредственной близости препятствия, он или другой член экипажа, вместо плавного увеличения наддува моторам, произвели резкую дачу секторов газа вперед, в результате чего могли не получить быстрого увеличения мощности моторов и тяги. В результате самолет продолжил терять высоту и скорость. Угроза прямого столкновения самолета с железнодорожными сооружениями и составами, очевидно, заставила экипаж резко отвернуть самолет вправо с целью произвести посадку в огороды. Однако, скорости и высоты для этого не было и этот маневр закончился катастрофой.
    В 77 ато, по заданиям командиров отряда и эскадрильи, широко практиковалась тренировка командиров экипажей в заходах на посадку днем и ночью по системе ОСП с применением шторок, в том числе при выполнении пассажирских полетов. Уровень подготовки КВС Грабова был средним. Положенные тренировки в ночных полетах в 1953 г. он не прошел, но командир эскадрильи составил фиктивный акт о полном прохождении данных тренировок. Не будучи подготовленным к работе инструктором, по заданию командира отряда Грабов отрабатывал со включенным в состав экипажа в качестве второго пилота молодым командиром корабля отдельные задачи по вводу в строй.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     В катастрофе погиб директор театра им А.С. Пушкина, заслуженный артист РСФСР Чаплыгин Николай Николаевич - актер театра и кино (снимался в к/ф "Ленин в Октябре", "Крейсер ВАРЯГ" "Адмирал Нихимов" и др.)
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.