Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 а/к 'Черемшанка' в районе н.п.Ванавара
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  26 сентября 1994 г.
Время:  17:37
Страна:  Россия
Место происшествия:  Красноярский край, Эвенкийский АО, близ пос. Ванавара
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  RA-87468
Авиакомпания:  Черемшанка

материалы расследования
 


Описание
    При подлете к Туре погодные условия ухудшились. Выполнив три захода по системе ОСП в сложных метеоусловиях, экипаж не смог произвести посадку, после чего принял решение следовать на запасной аэродром Ванавара (в 450 км от Туры). В 41 км северо-западнее Ванавары закончилось топливо и двигатели остановились. Экипаж попытался произвести вынужденную посадку на поверхность реки Чамба шириной 10-12 м с убранными шасси. При подходе к реке на скорости около 235 км/ч самолет начал сталкиваться с верхушками деревьев. Правая плоскость крыла при этом разрушилась. Продолжая сталкиваться с деревьями с увеличивающимся правым креном, самолет в перевернутом положении носовой частью фюзеляжа и правой плоскостью ударился о берег реки и полностью разрушился. Фюзеляж остановился в перевернутом положении хвостовой частью на берегу и с разрушенной передней частью, погруженной в воду.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 24 24
На земле   0
Всего погибших 28


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС RA-87468
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 11.11.1974
Заводской номер ВС 9441337
Наработка ВС (часы) 22203
Наработка ВС (циклы) 17220
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Черемшанка
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Красноярск (Черемшанка)
Пункт назначения Тура
Начальный пункт маршрута Красноярск (Черемшанка)
Конечный пункт маршрута Тура


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     Работа комиссии была затруднена из-за отсутствия записей переговоров "экипаж-диспетчер". В нарушение требований п. 2.3.3 ПРАПИ-88 директор Туринского авиапредприятия Чернов А.М. дал указание изъять и прослушать до прибытия комиссии ленту диспетчерского магнитофона. На момент прослушивания переговоров комиссией записи на ленте не оказалось.
    При проверке организации летной работы в авиакомпании "Черемшанка" и состояния обеспечения безопасности полетов при УВД в Туринском авиапредприятии были вскрыты недостатки, существенно влияющие на безопасность полетов, о которых указывалось ранее при проведении соответствующих проверок. Персонал УВД аэропорта Тура неоднократно информировал в своих письмах и решениях профсоюзных собраний о недопустимом уровне организации работы в службе движения, состоянии обеспечения безопасности полетов при УВД. Однако мер по устранению указанных недостатков со стороны руководства Туринского предприятия не принималось, должный контроль со стороны Красноярского РУ ВТ не осуществлялся.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии по расследованию, катастрофа произошла в результате сочетания следующих неблагоприятных факторов:
    - неправильного расчета экипажем необходимого количества топлива для выполнения полета до аэродрома Тура с учетом выбора в качестве запасного аэродрома Ванавара;
    - невыполнения дежурным штурманом аэропорта Черемшанка Цуриковым В.А. своих функциональных обязанностей в части, касающейся контроля за готовностью экипажа к полету;
    - резкого ухудшения погоды на аэродроме Тура, о чем экипаж не был своевременно проинформирован;
    - невыполнения своих функциональных обязанностей диспетчером СДП аэропорта Тура (Горный) Румянцевым С.П. в части требования от техника-наблюдателя проведения внеочередного наблюдения за погодой при ее ухудшении. Руководитель полетов Самородов С.Н. должного контроля за работой подчиненных служб не осуществлял;
    - отсутствия контроля за изменением погодных условий со стороны техника-наблюдателя аэропорта Тура (Горный) Кузнецовой А.И. при заходах на посадку самолета Як-40;
    - отклонения, допущенного экипажем при первом заходе на посадку с прямой, что было обусловлено, вероятно, кратковременным обесточиванием ДПРМ и неправильным определением экипажем удаления до ВПП в этих условиях;
    - невыдерживания экипажем параметров схемы захода на посадку в аэропорту Тура при выполнении второго и третьего заходов в погодных условиях ниже установленного минимума;
    - принятия экипажем неправильного решения при дефиците топлива на борту о полете на запасной аэродром Ванавара вместо следования на аэродром Байкит, расположенный на 110 км ближе;
    - ошибки экипажа в выборе эшелона полета и точки начала снижения при следовании на запасной аэродром Ванавара.
    На принятие решения экипажем о выборе в качестве запасного аэродрома Ванавара оказала, возможно, влияние существующая практика расчета за наличные деньги при посадках в некоторых аэропортах Красноярского РУ ВТ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже     КВС - Данилов А.А.
    Второй пилот - Щербаков А.Г.
    Бортмеханик - Шурпатов М.Н
    Бортпроводник - Кротов А.Н.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2014, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.