|
|
|
Катастрофа Ли-2 Казахского ТУ ГВФ в 105 км от а/п Балхаш |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 21 декабря 1955 г.
Время: 06:45
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская СССР, Алма-Атинская область, пустыня Сарыесик-Атырау, близ оз. Балхаш
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4981
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао
Рейс: 90
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 152 авиаотряда выполнял полет по перевозке 763 кг почты и 683 кг груза (тальк в ящиках).
Взлет в а/п Алма-Ата произведен в 02:15 мск. Полетный вес составлял 10 722 кг, что на 22 кг превышало допустимый. Экипаж самовольно взял на борт одного неоформленного пассажира – бортрадиста Таджикской авиагруппы.
Прогноз погоды по маршруту Алма-Ата – Балхаш с 02:10 до 04:30 предусматривал: облачность 3-7 баллов верхняя, средняя, без осадков, видимость 2-4 км, дымка, к концу маршрута повышение облачности до 10 баллов, слоисто-дождевой высотой 300-600 м, без осадков, видимость 4-10 км. По пункту посадки а/п Балхаш: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая высотой 200-300 м, без осадков, видимость 4-10 км.
Фактическая погода по маршруту в 03:10 была – облачность 10 баллов высотой 100 м, видимость 4-10 км, в облаках обледенение.
В 03:41 экипаж Ил-12 Л1793 151-го ато после взлета в а/п Балхаш
передал высоту облачности 80 м. Кроме того, отмечались слабая морось и гололед. Полет до а/п Баканас, поворотного пункта маршрута, проходил на эшелоне 1 500 м визуально, а от а/п Баканас – в облаках.
В 03:41 экипаж доложил об отказе гироприборов. Сообщение принято аэропортами Алма-Ата и Балхаш. РДС Алма-Ата и АДС Балхаш с этого времени несколько раз передавали указание возвращаться в а/п Алма-Ата, но борт больше не отвечал.
23 декабря полностью разрушенный и частично сгоревший самолет был обнаружен в заснеженной пустыне в 105 км юго-восточнее а/п Балхаш. Он подошел к земле с курсом 65° на большой скорости с работающими моторами и с правым креном ударился о гребень бархана крылом. Затем самолет ударился о гребень второго бархана. Разброс обломков составил 180-185х55 м. Катастрофа произошла в 03:45 мск (06:45 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
5 |
Пассажиры |
1 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4981 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
22.10.1952 |
Заводской номер ВС |
23443307 |
Наработка ВС (часы) |
4023 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
ЛС 121596 ЛС 121705 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
90 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Казахское территориальное управление ГВФ, 152 ао |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Алма-Ата |
Пункт назначения |
Балхаш |
Начальный пункт маршрута |
Алма-Ата |
Конечный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явился отказ всех или части гироприборов. Наиболее вероятно, что первопричиной является отказ регулятора вакуума из-за большой эксцентрической выработки седла, полного износа и облома нижней лапки направляющей втулки клапана. Регулятор вакуума имеет конструктивный недостаток, приводящий к срезу нижней лапки направляющей втулки клапана. Перетирание нижней лапки могло привести к выпадению клапана и последующему выходу из строя гироскопической части автопилота.
По результатам облета на самолетах Л4885 и Л4940 установлено, что частичное приоткрывание клапана регулятора вакуума при включении автопилота вызывает кабрирование самолета, причем более резкое, чем при полном срабатывании клапана. Неожиданное резкое кабрирование, особенно в сложных условиях полета, при включенном автопилоте, может привести к потере скорости и пространственного положения. При отказе авиагоризонта автопилота пилотирование самолета без видимости естественного горизонта значительно усложняется, и для определения отказавшего авиагоризонта от летчика требуется повышенное внимание.
В ЛЭРМ а/п Алма-Ата не организован надлежащий контроль за качеством технического обслуживания спецоборудования самолетов, а также отсутствует должная дисциплина и теоретическая подготовка технического состава. Износ нижней лапки направляющей втулки клапана зафиксирован и на ряде других самолетов 152 ато, а на самолете Л4388 она вообще отсутствовала. 9 декабря самолет Л4981 проходил 200 часовые регламентные работы. Обнаруженная неисправность свидетельствует, что регулятор вакуума не был должным образом осмотрен, хотя, по показаниям техника и мастера, он снимался, разбирался и осматривался после промывки. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|