Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Северного ТУ ГВФ близ Боровичей
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 сентября 1955 г.
Время:  00:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Новгородская область, Боровичский район, близ дер. Озерево
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4712
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
Рейс:  349
 


Описание
    Экипаж 67 авиаотряда произвел взлет в а/п Внуково в 21:45 27 сентября. На борту находились 13 пассажиров, в том числе, два гражданина КНР.
    Прогноз погоды по маршруту с 21:30 до 01:00 предусматривал: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая, 200-300 м, дождь, видимость 4-10 км, верхняя граница облачности 3000-4000 м. В облаках с высоты 1 500 м обледенение.
    В 22:14 и в 22:31 экипаж докладывал пролет Константиново и Нерли на высоте заданного эшелона 900 м в облаках. Во время последней связи с а/п Внуково (в 22:34-22:39) самолет занимал эшелон 1 500 м. В 23:28 в Ленинградской РДС с борта получили сигналы срочности и сообщение о том, что самолет идет на одном моторе на эшелоне 900 м на запасной аэродром Выползово (военный аэродром ВДВ в Бологовском районе Калининской области), в который предполагается прибыть в 23:45. При этом экипаж доложил, что связи с Выползово не имеет. Диспетчер УРДС в 23:33-23:45 по телефону передал в отдел перелетов Ленинградского военного округа требование принять самолет в Выползово. Получив от отдела перелетов согласие, в отступление от регламента ведения радиосвязи переданное не на КВ, а на 1-м канале УКВ, диспетчер УРДС передал на борт подтверждение, что Выползово его принимает.
    Фактическая погода в Выползово была следующей: облачность высотой 50 м, видимость 1 500 м. Связь с а/д Выползово следовало вести по 1-му каналу УКВ.
    Диспетчер а/д Выползово, получив в 23:40 указание о приеме самолета, дал распоряжение о включении радиотехнических средств и в 23:55 начал вызывать борт по каналу командной связи УКВ на 25% мощности. Получив сообщение с борта о слабой слышимости и о необнаружении привода, он переключил радиостанцию на 100% мощности. Связь с бортом была установлена. Экипаж передал, что запас топлива на борту на 3 часа полета, высота полета 800 м. На последующие вызовы экипаж не отвечал.
    Самолет был обнаружен на картофельном поле в 400 м юго-западнее деревни Озерево Боровичского р-на Новгородской области (в 95 км северо-восточнее а/д Выползово) на линии пути. Катастрофа произошла в 00:03-00:05. Самолет столкнулся с землей на малой скорости с правым креном. После разрушения правой плоскости он перешел на нос и правый мотор. В результате мотор оторвался, а пилотская кабина и передняя часть фюзеляжа разрушились. При дальнейшем разрушении конструкции самолета оторвались левый мотор и хвостовая часть фюзеляжа. Центроплан с левой частью крыла перевернулся. 5 членов экипажа и 2 пассажира погибли. Бортпроводница и остальные 11 пассажиров получили ранения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 5
Пассажиры 13 2
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, недостатки в конструкции, ошибка при техническом обслуживании, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4712
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 28.04.1949
Заводской номер ВС 18431801
Наработка ВС (часы) 8663
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 8113613 8113240


Сведения о рейсе

Номер рейса 349
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное территориальное управление ГВФ, 67 ато
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Ленинград (Шоссейная)
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Ленинград (Шоссейная)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Установлено, что полет проходил в облаках в условиях сильной болтанки. Прогноз погоды не оправдался. Фактически высота облачности была 50 м, видимость – 1000-1500 м. В районе катастрофы – морось, туман, видимость 500-700 м. В 23:00-23:10 экипаж обнаружил падение давления масла и в 23:10 передал об этом командной радиостанции ПВО Рамешки для Внуково и Выползово, сообщив, что самолет направляется в Выползово. Дежурный сержант радиостанции Рамешки пытался передать это сообщение в отдел ЗОС ПВО, но там рабочий день закончился в 18:00 и на телефонный звонок никто не ответил. Других телефонов дежурный не знал и сообщение осталось не переданным. В 23:12 бортрадист самолета передал это сообщение в Ленинградскую РДС, но там его из-за плохой связи не поняли. Повторно бортрадист передал сообщение в 23:31. С 23:00 по 23:55 экипаж неоднократно вызывал Выползово, но только в 23:55 установил связь с аэродромом. Привод экипаж обнаружил в 00:01. После отказа мотора полет проходил со снижением, поскольку экипаж не смог зафлюгировать винт вследствие отсутствия масла. При этом маслосистема не имела резервной емкости для флюгирования винта. По записям в бортовом журнале в 22:39 самолет занимал высоту 1 500 м, в 23:44 – 900 м, в 23:55 – 300 м. Экипаж принял правильное решение идти в Выползово, используя часть мощности правого мотора для уменьшения сопротивления незафлюгированного винта. Однако работа мотора без масла в течение часа привела к его заклиниванию, резкой потере высоты и катастрофе. Сообщений, что винт не зафлюгирован и самолет теряет высоту, экипаж не передавал. Экипаж не предупреждал бортпроводницу и пассажиров о происходящем на борту. Вынужденная посадка для них была неожиданной. По показаниям бортпроводницы почти все пассажиры в момент катастрофы спали или дремали.
    Оба мотора, имевшие по 5 ремонтов, установлены на самолет в ЛЭРМ а/п Ленинград 30.08.55. 26 сентября в ЛЭРМ проводилось послеполетное техническое обслуживание без предварительной дефектации винто-моторной группы и планера. Работы проводились одним авиатехником, который выполнил весь объем работ, рассчитанный на 8-10 нормочасов, за 3-3,5 рабочих часа в ночное время, пользуясь переносной электролампой. Начальник смены проверку качества и полноты выполнения работ по обслуживанию самолета проводил при отсутствии этого авиатехника, который ушел в столовую. Начальник ЛЭРМ и начальник ОТК не приняли своевременных мер к улучшению организации производства и не обеспечили нормальной работы ЛЭРМ по техническому обслуживанию самолетов, несмотря на повседневные и хорошо известные недостатки в организации обслуживания самолетов, не обеспечили качества выполнения работ. Несмотря на известные конструктивные недостатки масляной системы с дополнительными маслорадиаторами, заключающиеся в значительном росте давления в магистралях при запуске двигателя (до превышающего разрушающие нагрузки), инженеры авиаотряда не обеспечили обучения экипажей правилам эксплуатации такой масляной системы. 24.02.55 по этой причине самолет Л4712 произвел вынужденную посадку под Петрозаводском из-за разрушения сот маслорадиатора при запуске мотора и полной потери масла из системы правой винто-моторной установки в полете.
    Как показали проверка облетом на самолете Л5022 и осмотр радиотехнических средств, наблюдение за вызовами самолетов на трассовой волне радистами а/д Выползово ведется неудовлетворительно, что не дало экипажу возможности своевременно выйти на аэродром. Приемник УС имеет ошибочные градуировки на 6,5 волн (160КГц). Антенна не эффективна. Связь на трассовой волне с самолетом Л5022 не была обеспечена даже после специального предупреждения. Командная связь ведется на УКВ, о чем соседние аэродромы не оповещены.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная и главная причина катастрофы – отказ правого мотора из-за утечки масла в полете и невозможность установить винт во флюгерное положение. Наиболее вероятной причиной утечки масла из двигателя является негерметичное соединение дюритового шланга на штуцере подвода к дополнительному маслорадиатору в мотогондоле.
    Вторая причина – неудовлетворительная работа службы связи а/д Выползово, не обеспечившей в течение 45-55 минут приема вызовов с терпящего бедствие самолета и его привода на аэродром для посадки.
    Виновники: начальник ЛЭРМ и начальник ОТК а/д Ленинград, руководство а/д Выползово.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.