|
|
|
Катастрофа Ил-12 Западно-Сибирского ТУ ГВФ близ Канска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 15 сентября 1955 г.
Время: 12:45
Страна: СССР
Место происшествия: Красноярский край, Канский район, близ села Комарово
Тип ВС: Ил-12
Регистрация ВС: СССР-Л1359
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Новосибирская авиагруппа
Рейс: 5
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 115 авиаотряда принял самолет в а/п Новосибирск и приступил к продолжению почтово-пассажирского рейса №5 Москва-Хабаровск.
Взлет в а/п Красноярск на а/п Иркутск произведен в 12:15 мск. На борту находились 3 пассажира, 2089 кг почты и 417 кг груза (кабельная изоляция). До 12:25 полет выполнялся визуально на эшелоне 1 200 м. В 12:25 КВС сообщил о невозможности визуального полета на этой высоте, так как впереди низкая облачность, и запросил разрешение на возврат или изменение эшелона. Диспетчер РДС Красноярск дал указание набрать высоту до 2 400 м, а через 3 минуты руководитель полетов дал указание занять эшелон 3 000 м. Экипаж подтвердил и в 12:40 доложил полет на эшелоне 3 000 м в облаках, добавив, что в наушниках треск, но наличие грозовых явлений определить невозможно. После этого связь с самолетом прекратилась. В 12:45 он разрушился в воздухе и потерпел катастрофу на окраине села Комарово в 37 км западнее-юго-западнее а/п Канск. Координаты места катастрофы 56° 10’ 50” СШ 95° 01’ 55” ВД. При ударе о землю самолет не загорелся. Разброс обломков по полю и лесу составил 1000х500 м. Самолет ударился о землю в поле в перевернутом положении с работающими моторами. Обе ОЧК обнаружены в поле (левая – в 550 м, правая – в 500 м от фюзеляжа). Хвостовая часть фюзеляжа - в лесу в 250 м от фюзеляжа. По показаниям очевидцев, в момент катастрофы в данном районе была гроза. Самолет вывалился из облаков и беспорядочно падал в разрушенном состоянии после сильного удара грома.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
3 |
3 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
погодные условия, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-12 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л1359 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.08.1947 |
Заводской номер ВС |
30074 |
Наработка ВС (часы) |
5734 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
829106121 829106077 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
5 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Новосибирская авиагруппа |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Красноярск (Северный) |
Пункт назначения |
Иркутск |
Начальный пункт маршрута |
Москва (аэропорт неизвестен) |
Конечный пункт маршрута |
Хабаровск |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Расследованием установлено, что КВС перед вылетом получил следующий прогноз погоды сроком действия с 12:15 до 16:30 по маршруту Красноярск-Иркутск: облачность 4-7 баллов, слоисто-кучевая высотой 1000-1500 м, и средняя, без осадков, видимость 4-10 км. Таким образом, экипаж был ориентирован на благоприятные погодные условия. В 11:35 начальник АМСГ узнал от диспетчера РДС, что экипаж Ил-12 Л1382, летевший из Иркутска в Красноярск, сообщил о грозовом положении в районе Канска, а также получил штормовое оповещение из Ирбея об отдаленной грозе. Он решил изменить прогноз погоды на следующий: облачность 7-10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 300-600 м, дождь, фронтальная гроза, видимость 4-10 км, в облаках обледенение и болтанка. Указанный прогноз начальник АМСГ передал по телефону технику АМСГ. При этом он не указал срока начала действия прогноза, предполагая, что он соответствует сроку передачи. Это привело к тому, что техник АМСГ, имея новый прогноз, предусматривающий опасные метеоявления, вручила экипажу старый прогноз, полагая, что новый предназначен для следующих вылетов. При последующей консультации командира другого экипажа (уже после взлета Ил-12 Л1359) начальник АМСГ узнал, что экипаж Тулупова получил старый прогноз погоды. Он сообщил об этом диспетчеру АДС, а тот, в свою очередь, в 12:20 передал эту информацию руководителю полетов. РП об изменениях прогноза погоды и штормовых оповещениях из Канска экипажу не передал. После доклада экипажа о невозможности визуального полета на эшелоне 1 200 м РП пренебрег опасностью встречи самолета с грозой и назначил экипажу эшелон 3 000 м вместо команды о возврате в а/п Красноярск. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Непосредственная причина катастрофы – непредвиденное попадание самолета в грозовую облачность, приведшее к его разрушению. Разрушение самолета в воздухе произошло вследствие нагрузок на крыло, превышающих разрушающие, установленные для данного типа самолета. Нагрузки возникли при попадании самолета в грозовую облачность. Вероятно, выполняя полет в облаках, неожиданно для себя экипаж вошел в мощногрозовое облако, сливающееся с остальной облачностью. Разрушение началось с ОЧК, которыми была отбита хвостовая часть. Следов пожара и поражения электрическим током самолета нет.
Основная причина катастрофы:
а) беспечность и халатность в руководстве полетами, выразившаяся в пренебрежении к сложной метеообстановке в наступившем осеннем периоде, что явилось результатом неудовлетворительной организаторской работы руководства а/п Красноярск и Красноярского ТУ ГВФ;
б) неудовлетворительное метеообеспечение полета, выразившееся в выдаче по халатности работниками АМСГ экипажу неправильного прогноза погоды, которым были дезориентированы и экипаж, и диспетчер, выпускавший самолет в полет. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|