|
|
|
Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ Днепропетровска |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 мая 1955 г.
Время: 12:16
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Днепропетровская область, 9 км западнее а/п Днепропетровск
Тип ВС: Ли-2
Регистрация ВС: СССР-Л4098
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО
Рейс: 599
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 86 ОАО выполнял почтовый рейс. На борту находилось 1 538 кг почты и 566 кг груза, состоявшего из сигнальных ракет, латунных круток и проволоки, а также точильных кругов. Взлет в Киеве произведен в 10:42.
Полет до зоны АДС Днепропетровска проходил визуально на высоте 400 м при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов слоисто-дождевая, слоисто-кучевая и средняя, слабый дождь, видимость 4 км. В 12:15 экипаж установил связь с КДП и запросил условия посадки. Диспетчер КДП передал: «Подход 300 по давлению 748,4, посадка 240» и разрешил подход. Экипаж подтвердил. Однако на последующие вызовы больше ответов не было.
Фактическая погода с 12:00 до 12:30 близ а/п Днепропетровск была: облачность 10/1 верхняя слоисто-кучевая высотой 1 500 м, видимость 10 км, ветер западно-юго-западный 12 м/с с порывами до 16 м/с. Наблюдалась умеренная болтанка (что подтверждается докладом экипажа самолета Л4516 и анализом синоптической обстановки). Самолет упал на пологом склоне балки в 9 км западнее аэропорта и сгорел. Разброс обломков - 30х40 м. Левая ОЧК обнаружена в 210 м от места падения самолета. Установлено, что в режиме горизонтального полета на высоте 200-300 м произошел отрыв левой ОЧК. Разрушение крыла произошло по левой части центроплана вблизи стыка о ОЧК. В 12:16 самолет в штопорном положении ударился носовой частью о землю, разрушился и загорелся.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
4 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
отказ техники, ошибка при техническом обслуживании |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ли-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л4098 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.04.1944 |
Заводской номер ВС |
18414305 |
Наработка ВС (часы) |
9257 |
Наработка ВС (циклы) |
15965 |
Силовая установка |
8115978 8113119 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
599 |
Категория рейса |
Грузовой |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское территориальное управление ГВФ, 86 ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Киев (Жуляны) |
Пункт назначения |
Днепропетровск |
Начальный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
Конечный пункт маршрута |
Запорожье |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено, что разрушение нижней панели центроплана от носка до 1-го лонжерона произошло по обшивке на расстоянии 200-300 мм от стыковочного угольника. От 1-го лонжерона до 4-го стрингера разрушены обшивка и стрингеры на расстоянии 410 мм. От стыковочного угольника и далее до задней кромки центроплана силовая панель разрушена по крайнему ряду заклепочного шва стыкового угольника. Верхняя панель центроплана разорвана по кромке стыковочного угольника. Согласно исследованиям в ГОС НИИ ГВФ, сечение разрыва полки 1-го лонжерона и сечение разрыва обшивки и накладки в зоне 2-го лонжерона на длине 400 мм имеют характер усталостного излома под действием внешних переменных нагрузок. Остальные места разрушения нижней панели и всё сечение разрывов верхней панели носят свежий характер в результате мгновенного разрушения.
16.10.54 самолет прошел заводской ремонт на АРБ-411. Налет после ремонта составлял 784 ч. Общий налет самолета с начала эксплуатации – 9 257 ч.
Комиссией обнаружены следующие конструктивные отступления:
а) на куске обшивки панели центроплана в зоне 1-го лонжерона по нижней полке лонжерона просверлено большее количество дополнительных отверстий, которые в сочетании со старыми отверстиями практически перерезают нижнюю полку на участке около 150 мм;
б) кромка нижнего зализа мотогондолы прикреплена вторично. При этом новый заклепочный шов не совпадает со старым. Поэтому на обшивке имеется два ряда отверстий;
в) наружная стенка 10-й нервюры имеет большие ремонтные накладки и прикреплены к нижней обшивке центроплана вместе с накладкой по старым отверстиям и дополнительному заклепочному шву. При этом заклепки расклепаны с внешней стороны;
г) отверстия под заклепки имеют двойные сверления и овализацию. В этом месте, вероятно, при эксплуатации после обнаружения трещины обшивки центроплана была установлена наружная накладка;
д) половинки нижнего башмака 1-го лонжерона переклепаны с перекосом в 2 мм, а заклепки поставлены увеличенного диаметра. Между обшивкой и башмаком проложен пакет из пяти прокладок толщиной по 0,8 мм. В результате указанных отступлений нижняя часть центроплана в зоне 1-го лонжерона имела большое ослабление вплоть до появления люфтов.
Комиссией в а/п Харьков осмотрены два самолета Ли-2 Л4124 и Л4431, имеющие налет снэ 10 226 и 10 649 ч. На них выявлены аналогичные трещины в обшивке центроплана в зоне 1-го лонжерона и 10-й нервюры. Из а/п Одесса пришло сообщение об обнаружении аналогичных трещин на самолете Л-4222 (налет снэ 10 014 ч). На АРБ-411 был осмотрен самолет Л4099 (9 979 ч) с продольной трещиной в обшивке центроплана длиной 150 мм. На самолете Л4321 (10 261 ч) после ремонта на АРБ-411 обнаружено нарушение крепления стыковочного угольника к обшивке – заклепки имеют следы подтяжки, а угольник – крупные забоины. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Основной причиной катастрофы является нарушение прочности нижней панели левой части центроплана в результате развития усталостных трещин, чему значительно способствовали допущенные конструктивные и технологические отступления в зоне 1-го лонжерона при заводском ремонте самолета на АРБ-411. В результате имевшегося ослабления разрушение крыла произошло при умеренной болтанке и порывистом ветре скоростью до 16 м/с. Разрушение самолета при нагрузках значительно меньше расчетных подтверждается отсутствием остаточных деформаций в силовом наборе оторвавшейся части крыла и у места стыка стабилизатора к фюзеляжу.
Виновник: Конкретный виновник (из персонала АРБ-411) не установлен. Руководство АРБ-411 виновно в неудовлетворительной организации дефектации и технологического контроля при проведении заводского ремонта самолетов. В результате, на самолете Л4098 при двух последних ремонтах на АРБ-411 не вскрыты имевшиеся конструктивные и технологические отклонения.
РТУ, УИАС и ГОС НИИ ГВФ до сих пор не разработали дополнительные технологические указания на осмотр и дефектацию силовых элементов конструкции планера самолетов с большим налетом при техническом обслуживании на эксплуатации и при заводском ремонте. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото: могила командира корабля на Соломенском кладбище г. Киева. © Анисимов С.Л. |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|