Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Украинского ТУ ГВФ близ а/п Донецк
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  01 апреля 1963 г.
Время:  21:27
Страна:  СССР
Место происшествия:  Украинская ССР, Донецкая область, близ а/п Донецк
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-63825
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО
 


Описание
    Самолет 89 авиаотряда (грузовой вариант) выполнял полет для тренировки двух экипажей (Вилкова и Шматкова, здесь и далее все фамилии изменены) в заходах на посадку в СМУ по ОСП и СП-50. Полученный перед началом полетов прогноз погоды предусматривал: облачность 10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой ниже 100 м, видимость 1 000-2 000 м. В начале и конце срока прогноза – туман при видимости менее 1 000 м, в облаках и осадках обледенение.
    После двух часов тренировочных полетов в условиях обледенения средней интенсивности произошел обрыв открытой антенны АРК-5. После посадки, устранения неисправности, удаления льда путем облива самолета и дозаправки полеты были продолжены.
    После окончания тренировки экипажа Вилкова и осмотра самолета на старте с работающими двигателями, пилот-инструктор Лысов приступил к тренировке экипажа Шматкова. В это время погода ухудшилась и была в пределах минимума №1 (НГО=70 м, горизонтальная видимость 2 500 м). После двух контрольных полетов Лысов посадил на правое пилотское сиденье второго пилота Лихоборцева и дал указание выполнить шесть самостоятельных полетов. Взлеты в этот день проводились после окончания пробега самолета без заруливания к началу ВПП.
    При выполнении пятого и шестого полетов Лысов вышел из пилотской кабины в пассажирскую кабину. Такое же нарушение он допустил и при тренировке экипажа Вилкова.
    На шестом полете при взлете Шматков сообщил на КДП высоту нижней кромки облачности – 50 м. По заявлению второго пилота, фактически нижняя кромка была около 40 м. Диспетчер СКП сообщил, что погода ухудшается, и спросил, последний ли полет выполняет экипаж. Шматков ответил, что последний.
    Заход на посадку до БПРМ проходил нормально. При подлете к БПРМ Шматков допустил уклонение самолета вправо. После пролета БПРМ он, продолжая уклоняться вправо, снизился до 50 м. Не видя огней подхода и стартовых огней, вместо того, чтобы уйти на второй круг, Шматков отвлекся от пилотирования самолета по приборам. Пытаясь увидеть стартовые огни, он допустил еще большее уклонение самолета вправо. Остальные члены экипажа также за приборами не следили. Лысов, войдя в это время в кабину, не смог исправить ошибку Шматкова, который оказался в непосильных для него условиях и с дальнейшим пилотированием не справился. В результате самолет с невключенными фарами продолжил уклоняться вправо и, теряя высоту, с креном 15-20° зацепился за деревья лесополосы высотой до 15 м и оторвал правую плоскость, которая оборвалась по стыковке с центропланом до 2-го лонжерона и далее по 2-3 нервюрам до задней кромки. Затем, в 21:27, самолет упал на землю в поле в 380 м правее оси ВПП с недолетом до торца ВПП 325 м. При этом основные шасси подломились, правый двигатель был оторван и подвернут под переднюю часть мотогондолы, а кабина пилотов повреждена. Командир корабля получил тяжелые травмы и умер в больнице через 6 дней. Остальные члены экипажа легко ранены.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 1
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-63825
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 07.01.1947
Заводской номер ВС 18425506
Наработка ВС (часы) 6224
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 811590 ЛС120501


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское территориальное управление ГВФ, 89 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Донецк
Пункт назначения Донецк
Начальный пункт маршрута Донецк
Конечный пункт маршрута Донецк


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина катастрофы – грубое нарушение программы ввода в строй командиров кораблей и недисциплинированность пилота-инструктора, выразившаяся в том, что он самовольно допустил к самостоятельным тренировочным полетам командира корабля при погоде минимума №1 ночью, к которым тот был совершенно не подготовлен.
    Способствующие причины – неудовлетворительное руководство полетами сменой руководителя полетов. Диспетчер РСП, наблюдая на индикаторе посадочного радиолокатора явное и недопустимое уклонение самолета от заданной линии посадки вправо после пролета БПРМ и невозможность выхода на ВПП, не потребовал от экипажа немедленного ухода на второй круг, а ограничился троекратным информированием об уклонении. Диспетчер СКП, в нарушение требований должностной инструкции, также не дал команду об уходе на второй круг, зная, что самолет уклоняется и не сможет выйти на ВПП. Кроме того, при приеме самолетов при предельных значениях минимума №1 по высоте облачности и по горизонтальной видимости он не предупреждал экипажи о запрещении снижения ниже высоты установленного минимума погоды. РП, зная о резком ухудшении погоды, личного участия в обеспечении безопасной посадки самолета не принял, а уехал со старта на КДП.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.