Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-134А Волгоградского ОАО в районе г.Первоуральск
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  13 января 1990 г.
Время:  14:56
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, 3 км восточнее г. Первоуральск
Тип ВС:  Ту-134А
Регистрация ВС:  СССР-65951
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
Рейс:  6246
 


Описание
    После взлета в 12:24 мск экипаж в 12:45:04 доложил о занятии эшелона 10 600 м, самолет следовал по трассе. В 12:45-12:46 (через 22 минуты после взлета в а/п Тюмень) в кабине экипажа сработала сигнализация «Дым в заднем багажном отсеке». Бортмеханик с применением дымозащитной маски и огнетушителя произвел осмотр заднего багажного отсека. Выявить источник дымления и погасить пожар не удалось. В 12:47:20 полностью прекратилось питание самописцев МСРП-64 и КЗ-63 (ранее, в процессе набора высоты в 12:43-12:44 прекратил работать канал дальности РСБН, а в 12:43:05 прекращена запись на бортовом магнитофоне МС-61Б из-за обрыва звуконосителя). В момент прекращения записи МСРП-64 параметры полета были: эшелон 10600 м, Vпр=490 км/ч, МК=256°. Признаков возникновения и развития опасной ситуации, отклонений в пилотировании самолета и работе его систем и электрооборудования на участке от взлета до момента останова не зарегистрировано, за исключением регистрации резкого роста перепада давления воздуха в линии вентиляции и прохождения двух недостоверных команд «крен велик», «пожарный кран двигателя №1 закрыт» и «опасная скорость сближения с землей» и «пожарный кран двигателя №2 закрыт». В 12:48:01 сработала сигнализация «Пожар ВСУ». В 12:48:57 экипаж доложил службе движения о пожаре в ВСУ, об экстренном снижении и вынужденной посадке в а/п Кольцово. В 12:49:09 диспетчер дал удаление и азимут и разрешил снижение до высоты 4 800 м. В 12:49:37 экипаж приступил к снижению курсом, обратным посадочному (МКп=78°). В процессе снижения были выпущены шасси. В 12:53:56 диспетчер дал указание выполнять левый разворот на посадочный курс. Разворот выполнялся в облачности. Из-за отсутствия устойчивой метки самолета на экране радиолокатора диспетчер давал только пеленги. В 12:54:40 произошла остановка преобразователя высоты ответчика СОМ-64, который получает питание от основной шины 115В, что свидетельствует об отключении обоих преобразователей однофазного переменного тока ПО-4500. В 12:54:52 экипаж в процессе левого разворота с креном 20° доложил диспетчеру круга о занятии 1 800 м и о пожаре обоих двигателей (после ложного срабатывания сигнализации о пожаре). В 12:55:09 экипаж выключил правый двигатель (по-видимому, для уменьшения тяги и сокращения длины пробега на посадке). В 12:55:20 произошло одновременное «застывание» показаний авиагоризонтов ПП-75 левого и правого летчиков и курсовой системы КС-8, что свидетельствует об одновременном отключении двух потребителей ПТ-1000Ц, питающих основную сеть 36В, и преобразователя ПТ-200Ц питания левого авиагоризонта. В процессе захода на посадку в усложненной ситуации, не зная своего точного местонахождения, экипаж принял оправданное решение на производство вынужденной посадки вне аэродрома на поле. В 12:55:31 зарегистрирован последний неразборчивый радиообмен с борта самолета об установке давления на высотомерах. Выйдя на визуальный полет, экипаж подобрал подходящую площадку для посадки (длиной около 1 000 м).
    В 12:56:40 самолет с курсом 150° приземлился на покрытое глубоким снегом совхозное поле в 49 км от а/п Кольцово с азимутом 285°. Посадка произведена без крена, с углом тангажа не менее 1,5°, наклоном траектории не менее 3,5°, с выпущенными шасси и убранными закрылками и стабилизатором в полетном положении (1,5°). После первого касания самолета о землю начали разрушаться шасси. Через 148 м пробега самолет отделился и произвел второе касание через 104 м обоими стойками шасси и левой плоскостью крыла. Через 44 м самолет вторично отделился от земли. Третье приземление произошло через 180 м. В этом месте самолет потерял правую гондолу шасси и правую плоскость крыла, столкнувшись со стационарной системой орошения. После отделения правой плоскости под воздействием аэродинамической силы левого крыла самолет перевернулся «на спину» с отделением киля и стабилизатора. В дальнейшем самолет столкнулся с деревьями лесополосы, в результате чего произошло отделение обоих двигателей и разрушение фюзеляжа. Полная остановка произошла на удалении 1 028 м от места первого касания.
    На месте погибло 22 пассажира и 2 члена экипажа. Еще 2 пассажира и один член экипажа скончались в больнице.
    Фактическая погода в момент приземления была: облачность 10 баллов средняя, снег, поземок, видимость 4-6 км, ветер северо-восточный 4-6 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 4
Пассажиры 65 23
На земле  
Всего погибших 27


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, нестандартные причины
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-134А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-65951
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.09.1972
Заводской номер ВС 2351703
Наработка ВС (часы) 30755
Наработка ВС (циклы) 18102
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 6246
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северо-Кавказское УГА, Волгоградский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тюмень (Рощино)
Пункт назначения Уфа
Начальный пункт маршрута Тюмень (Рощино)
Конечный пункт маршрута Волгоград (Гумрак)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Исследованиями установлено, что оба двигателя и ВСУ до момента приземления находились в исправном состоянии и следов пожара не имеют. Полное обесточивание самолета произошло непосредственно перед приземлением. Следы пожара обнаружены в подпольном пространстве заднего багажного отсека в районе 48-50 шпангоутов левого борта.
    По выводам комиссии пожар прекратился сразу же после обесточивания бортовой электросети. Причиной пожара явилось короткое замыкание электропроводки из-за нарушения изоляции электропроводов. Других очагов пожара на самолете не обнаружено.


Дополнение

Сведения об экипаже     КВС Дунаев Владимир Евгеньевич
    второй пилот Слепцов Александр Викторович
    Штурман Ширенков Георгий Евгеньевич
    бортмеханик Лукьянов Александр Николаевич (выжил)
    бортпроводник Мотарева Любовь Николаевна
    бортпроводник Бобровских Наталья (выжила)
   
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2014, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.