Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 Магаданской ОАГ ГВФ в а/п Анадырь-Лиман
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  16 января 1962 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Анадырь
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-23721
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО
 


Описание
    Экипаж Ан-2 №23721 150 ОАО должен был выполнять почтовый рейс по маршруту: Анадырь - Залив Креста – Анадырь. Прибыв в аэропорт, экипаж провёл предполётную подготовку, однако при этом синоптической консультации не получил, несмотря на сложность метеообстановки.
    Прогноз погоды по маршруту Анадырь – Залив Креста с 1ч 00 мин до 3ч 00мин предусматривал: облачность 7-10 баллов, слоисто – кучевая высотой 400-600 м, слабый снег, горизонтальная видимость 4-10 км.
    Этот прогноз был передан на аэродром по телефону. Поскольку данный прогноз предусматривал высоту облаков ниже минимума, то с целью разведки погоды был выпущен самолёт Ан-2 № 20877. В нарушение приказа ГУ ГВФ о самолётах – разведчиках погоды на борт были приняты пассажиры.
    В 01:27 мск самолёт № 20877 произвел взлет. Получив сообщение с борта № 20877 через 20 мин полёта о фактической погоде следующего содержания: «нижняя кромка облачности 800 м, следую на 600м визуально, видимость более 5 км», диспетчер АДП разрешил вылет в 01:52 пассажирского рейса по тому же маршруту (борт Ан-2 № 23722).
    В 02:15, несмотря на то, что до конца действия прогноза осталось 45 мин, самолёт Ан-2 № 23721 произвёл взлёт. На борту находилось 710 кг почты и 3 пассажира.
    В 02:26 по тому же маршрутному прогнозу, выписанному инженером – синоптиком, был выпущен в аэропорт Залив Креста самолёт Ан-2 № 23813. При консультировании на АМСГ этого экипажа резкого ухудшения погоды в аэропорту вылета Анадырь до 06:00 мск инженером – синоптиком не предусматривалось.
    Прогноз погоды по аэропорту Анадырь не оправдался и уже в 02:55 ветер усилился от 7 м/с до 10 м/с порывами до 14 м/с, а в 03:02 фактическая погода основного аэродрома Анадырь передана телеграммой - шторм, метель, видимость 500 м, ветер восточный 14 м/с, порывы 19 м/с.
    В 02:00 мск инженера – синоптика подменил другой инженер–синоптик. По требованию диспетчера АДП этот синоптик выписал корректированный прогноз по маршруту Залив Креста – Анадырь от 02:30 до 04:30 - облачность 7-10 баллов слоисто – кучевая высотой 300-600 м, снег, видимость 2-4 км, в районе Золотого Хребта 1-2 км, в облаках обледенение. Прогноз ниже минимума по трассе. По пункту посадки Анадырь с 03:30 до 04:30 - облачность 7-10 баллов, слоисто – кучевая высотой 600-1000 м, средняя, снег, метель, видимость менее 1 000 м ветер 130°, 14-17 м/с, порывы до 21 м/с.
    Прогноз был вручен диспетчеру АДП в 02:20. Диспетчер АДП запретил прилёты бортов Ли-2 из а/д Залив Креста в Анадырь. Однако борт Ан-2 № 23721 возвращён на базу не был, а через 6 мин после получения прогноза был выпущен самолёт Ан-2 № 23813 по тому же маршруту.
    В 02:40 командир самолёта Ан-2 № 23722 доложил об ухудшении горизонтальной видимости до 2-х км за счёт снегопада, а также передал о наличии слабого обледенения. Он просил вернуть самолёт Ан-2 № 23813 на базу.
    В 02:40 синоптиком было дано штормовое предупреждение в районе а/д Анадырь - с 03:15 до 07:00 усиление северо-восточного ветра до 13-16 м/с с порывами до 20 м/с, слабая метель при видимости 1-2 км, ухудшение видимости до 1 км и меньше. В 02:50 а/д Анадырь был закрыт для приёма и выпуска всех типов самолётов.
    В 02:50 по совету КВС самолёта Ан-2 № 23722 принял решение на возврат и пилотировавший самолёт Ан-2 № 23721 инспектор по безопасности полётов. При входе самолёта № 23721 в круг диспетчером КДП была передана погода основного аэродрома: видимость 500 м, ветер 14-16 м/с, порывы до 19 м/с, посадочный курс 135°. Диспетчер КДП сообщил, что аэродром Анадырь-Лиман не видит, но с этим курсом произвел посадку Ан-2 № 23813 в 02:54. Далее руководство посадкой самолёта взял на себя заместитель командира АЭ по службе движения. При ограниченной видимости пилот с разрешения руководителя полетов стал выполнять заход на посадку с МК=10° с сильным боковым ветром 10 -12 м/с под углом 80-90° в правый борт. Увидев с высоты около 30 м землю (флажки), экипаж стал производить посадку на лёд Лимана между посадочными полосами и стоянкой. В это время посланный руководителем полетов дежурный пилот с целью зажигания жаровень, увидев самолёт на высоте 30 м с посадочным курсом 10°, предполагая, что он будет доворачивать на посадочную полосу, побежал в сторону стоянок самолётов, чтобы не мешать посадке, но невольно попал в сторону посадки. Увидев на пробеге в непосредственной близости от самолёта человека, пилот дал правую ногу в сторону бокового ветра. В результате разворота в правую сторону в силу инерционных нагрузок, самолёт накренился на левое крыло, разрушив полукоробку, совершил полный капот. При ударе о землю самолёт полностью разрушен, пассажиры и экипаж невредимы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 3 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП ошибка экипажа, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-23721
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1953
Заводской номер ВС 13547309
Наработка ВС (часы) 3194
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Магаданская ОАГ ГВФ, 150 ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Анадырь
Пункт назначения Эгвекинот (Залив Креста)
Начальный пункт маршрута Анадырь
Конечный пункт маршрута Анадырь


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Виновниками аварии являются:
    1. Ст. инспектор по безопасности полётов МОАГ ГВФ (пилот Ан-2 №23721), который не только не принял мер к прекращению нарушений и беспорядков в организации и руководстве полётами 16 января, происходивших у него на глазах, но и сам допустил ряд грубых нарушений.
    2. Диспетчер АДП, допустивший ряд грубых нарушений в руководстве полётами 16 января, выраженных в выпуске самолётов в полёт при прогнозах погоды, предусматривающих опасные метеоявления по трассе, и не принявшего своевременных мер в связи с этим к возврату самолётов, а также в выпуске самолёта Ан-2 № 20877 с разведкой погоды при наличии на борту пассажиров.
    3. Зам. командира 150 ОАО по движению (выполнявший обязанности руководителя полетов), не принявший мер к прекращению нарушений в службе движения, а также допустивший нечёткость в руководстве полётами 16 января и недостаточный контроль за работой своих подчиненных.
    4. Синоптик АМСГ аэропорта Анадырь, не сделавшая должного анализа синоптической обстановки и не предусмотревшая в прогнозах опасных явлений, как по трассе, так и по району аэропорта Анадырь.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.