 |
 |
 |
Катастрофа Ту-154А ЦУМВС в Экваториальной Гвинее |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 01 июня 1976 г.
Время: 07:48
Страна: Экваториальная Гвинея
Место происшествия: 7-8 км северо-западнее Уреки, о Масиас-Нгема-Бийого (ныне о. Биоко)
Тип ВС: Ту-154А
Регистрация ВС: CCCP-85102
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ЦУМВС, Шереметьевский ОАО
Рейс: СУ-418
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж выполнял рейс СУ-418 Луанда-Москва с промежуточными посадками в Малабо, Нджамене и Триполи и произвел взлет в Луанде в 05:52 по Гринвичу. На борту находилось 13 граждан СССР (экипаж и три пассажира), 31 гражданин Анголы и 1 – Венгрии. В 07:38 экипаж запросил погоду у диспетчера а/п Малабо. Диспетчер передал фактическую погоду за 07:00 – видимость 9 км, облачность 5/8 баллов высотой 300 м, 7/8 баллов высотой 3 300 м, давление 1014,5 мб, t=24°C. В 07:43 экипаж доложил высоту 4 200 м и запросил разрешение на посадку на ВПП 05. Диспетчер разрешил посадку и попросил доложить, когда экипаж увидит ВПП. Он также сообщил исправленное значение давления – 1014,0 мб. В дальнейшем экипаж на связь с диспетчером не выходил. В 07:47-07:48 экипаж сообщил в Москву, что производит посадку в Малабо в 07:52. Самолет в аэропорт не прибыл. Были начаты его поиски на территории острова и в океане. 6 июня советский летчик на вертолете Ка-26 президента Экваториальной Гвинеи обнаружил в джунглях на южном склоне горы Сан-Карлос место падения большого самолета. Наземная поисковая группа прибыла на место катастрофы 18 июня на том же вертолете. Самолет столкнулся с покрытым труднопроходимыми джунглями пологим склоном горы (уклон 12-13°) на высоте 750 м над уровнем моря в точке с координатами 03°18’ СШ 08°32’ВД (52 км южнее а/п Малабо), полностью разрушился и сгорел. Он подошел к земле с небольшим (10-12°) креном и начал сталкиваться с верхушками деревьев. Разброс обломков составил 380х200 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
10 |
10 |
Пассажиры |
35 |
35 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
причины неизвестны |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-154А |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-85102 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
09.04.1975 |
Заводской номер ВС |
75A102 |
Наработка ВС (часы) |
2120 |
Наработка ВС (циклы) |
1004 |
Силовая установка |
А82У41019 А82У52079 А82У51020 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
СУ-418 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ЦУМВС, Шереметьевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Луанда |
Пункт назначения |
Малабо |
Начальный пункт маршрута |
Луанда |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Шереметьево) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По расшифровке МСРП-12, в 10:36 мск экипаж приступил к снижению с эшелона 9 800 м с приборной скоростью 580 км/ч и вертикальной скоростью 15-20 м/с. На конечном участке снижения с 2 500 м при постоянном режиме работы двигателей вертикальная скорость уменьшилась до 10-12 м/с, а Vпр – до 500 км/ч. При этом самолет совершил несколько доворотов влево с креном до 30°, изменив магнитный курс с 32 до 350°. Столкновение с землей произошло в 10:48:34 с приборной скоростью 490 км/ч и вертикальной скоростью 7 м/с в полетной конфигурации. Фактическое время пролета контрольного ориентира, о. Сан-Томе, отличалась от расчетного на две минуты, однако, экипажем не было дано исправление расчетного времени прибытия в аэропорт. Комиссия отметила: 1) В инструкции по производству полетов а/п Малабо недостаточно освещены местные метеорологические, географические и рельефные особенности этого региона (нет сведений о горе Сан-Карлос, которая отсутствует на полетных картах); 2) Низкий уровень УВД а/п Малабо – три диспетчера из четырех не имеют допуска к управлению воздушным движением. Их образование – 4 класса; 3) Из-за раннего прилета согласно расписания в аэропортах вылета отсутствует прогноз и фактическая погода а/п Малабо, который на момент вылета еще не работает. Аэропорт открыт только в дневное время (с 08:00 до 18:00) и экипажи принимают решение на вылет по прогнозу погоды для а/п Дуала (Камерун). |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Двигатели, приборы и системы самолета работали нормально.
Управление воздушным движением а/п Малабо, несмотря на указанные недостатки, не является причиной катастрофы – вся необходимая информация экипажу была передана.
Работа радиолокатора на МСРП-12 не фиксируется, поэтому его работоспособность подтвердить невозможно.
Самолет взлетел в а/п Луанда с МК=230° при фактическом курсе ВПП 230°, что является причиной уклонения самолета вправо от линии заданного пути и вызывало необходимость частого изменения магнитного курса для выхода на контрольные ориентиры.
Самолет прибывал в а/п Малабо по расчету комиссии на 4 минуты против расчетного времени, переданного экипажем в службу движения.
Заключение: в связи с полным разрушением самолета, гибелью людей и отсутствием очевидцев истинную причину катастрофы установить не представляется возможным.
Наиболее вероятные причины:
1) Возможность внешнего воздействия на самолет и экипаж (данные о полетах беспилотных средств в районе происшествия отсутствуют);
2) Преждевременное снижение самолета в условиях горной местности в сочетании с уклонением самолета вправо от линии заданного пути в результате ошибки в курсовой системе, что привело к столкновению с горой на высоте 750 м. Комиссия считает, что причиной этому может быть отказ радиолокатора, в результате чего экипаж был лишен возможности точно определить местоположение самолета относительно острова.
Предоставленная а/п Малабо метеоинформация не позволяет полностью оценить метеоусловия в районе летного происшествия, поскольку погода характеризуется значительными особенностями местного характера. В районе ЛП наблюдения за погодой не ведутся. Развитие мощно-кучевой и кучево-дождевой облачности на наветренных склонах гор южной части острова могло повлиять на выполнение полета, т.к. вершины гор при этих условиях должны быть закрыты облаками. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|