Экипаж 231 авиационного отряда, выполнив пассажирский рейс Сталинград - Быково – Сталинград, произвел посадку в а/п Гумрак в 20:14. После высадки пассажиров, кратковременного обслуживания и дозаправки в 20:52 экипаж вылетел для тренировочного полета ночью по ОСП и СП-50. Второй полет от тренировки был освобожден. На борту остался не выгруженный коммерческий груз весом 2 044 кг (электромоторы, провода в бухтах, металлические пряжки и полосы и пр.). Перед началом полета зам. ком. летной части, который был в экипаже проверяющим, никакой предполетной подготовки с экипажем не провел. Он просто объявил командиру экипажа выполнять пять заходов по ОСП. Фактическая погода на момент взлета: облачность 3/0, верхняя, видимость 4 км, дымка, ветер 200°, 7 м/с. После взлета с МК=243° на скорости 200 км/ч на высоте 20-30 м бортмеханик по команде КВС перевел двигатели на номинальный режим. Продолжая набор высоты, КВС на малой высоте почувствовал резкое изменение работы двигателя. Самолет резко развернулся влево. КВС принял это за отказ левого двигателя и дал команду зафлюгировать винт. Проверяющий команду отменил фразой «отставить флюгирование!». Самолет перешел в снижение. Оба летчика в последний момент взяли штурвал на себя. Самолет на удалении 2 100 м от начала взлета и в 240 м левее оси ВПП под углом к ней 70° коснулся левой плоскостью о землю на заснеженном поле. Затем он стал задевать землю винтами (левым, а затем правым). При дальнейшем движении по земле самолет стал разрушаться. Фюзеляж разломился надвое в районе центроплана. Пожара не возникло. Бортмеханик погиб на месте, КВС и проверяющий были тяжело ранены. Бортрадист не пострадал.
Комиссия установила, что проверяющий неожиданно для экипажа, без предупреждения, имитировал отказ двигателя путем его дросселирования на малой высоте ночью. Перед столкновением с землей проверяющий восстановил работу левого двигателя. По показаниям другого экипажа (самолета Ли-2), который производил тренировочный полет 30 января днем, проверяющий также имитировал отказ работы правого двигателя на высоте около 100 м неожиданно для экипажа. Также отменив команду на флюгирование винта, он затем восстановил нормальный режим работы двигателя.
|