 |
 |
 |
Катастрофа Ан-24 Украинского УГА в р-не а/п Жуляны |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 17 декабря 1976 г.
Время: 21:30
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, 1 км западнее а/п Киев-Жуляны
Тип ВС: Ан-24
Регистрация ВС: CCCP-46722
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Киевский ОАО
Рейс: Н-36
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 377 летного отряда, выполнявший рейс Н-36, произвел взлет в а/п Черновцы в 20:32 мск. Прогноз погоды по пункту посадки а/п Киев-Жуляны с 21:00 до 24:00 предусматривал: облачность 7-10 баллов высотой ниже 100 м, верхняя граница 1000-1500 м, дымка, морось, снег, видимость 1000-2000 м, ветер 140-160° 7-10 м/с, умеренная болтанка, в облаках и осадках сильное обледенение; на период с 20:55 по 21:55: туман, видимость менее 500 м, искусственные препятствия закрыты. Фактическая погода на а/д Жуляны в 20:25 (перед вылетом самолета из а/п Черновцы): туман, видимость 800 м, вертикальная видимость 70 м, ветер 130° 2-3 м/с, давление 753 мм рт.ст., температура -2°С, в облаках сильное обледенение. Несмотря на учащенные наблюдения за погодой, организованные АМСГ, момент ухудшения горизонтальной видимости менее 700 м не зарегистрирован и не передан диспетчерам службы движения, непрерывная регистрация видимости с МКпос=81° в нарушение НМО ГА-73 в период с 20:55 до 22:10 не производилась. Запросов от экипажей о фактических значениях горизонтальной и вертикальной видимости в зоне взлета и посадки, несмотря на сложные метеоусловия, в период с 21:00 по 22:00 не поступало. Заход самолета на посадку с МК=81° осуществлялся ночью с использованием систем посадки ОСП и РСП (ТЕСЛА) по командам диспетчера посадки. Система посадки СП-68 была исключена из регламента в связи с профилактическими работами и облетом. В процессе выполнения полета от момента доворота на посадочный курс до ДПРМ диспетчер ДПСП не осуществлял активного завода самолета по посадочному локатору и не давал экипажу информации о входе в глиссаду и начале снижения, которое экипаж начал с запаздыванием и с вертикальной скоростью выше расчетной. В этот момент на одном канале связи производилось управление движением одновременно трех самолетов: заходивших на посадку Ан-24 № 46440 и 46722, и вылетающим №47740. Одновременная работа диспетчеров старта и ДПСП на одном канале радиосвязи в сложившейся обстановке усложнила управление заходом на посадку самолета Ан-24 №46722. На двукратный запрос экипажа об удалении ответы диспетчера ДПСП не поступили вследствие наложений при одновременном выходе в эфир нескольких абонентов. На удалении 2 500 м от торца ВПП самолет пересек установленную глиссаду. Уход самолета под глиссаду и дальнейшее снижение ниже глиссады диспетчером ДПСП не были предотвращены. Не доложив диспетчеру о выпуске шасси и готовности к посадке, экипаж продолжал снижение с завышенной вертикальной скоростью (6-7 м/с). Достигнув ВПР и не имея визуального контакта со световыми ориентирами аэродрома, экипаж не осуществил маневр по уходу на второй круг. На высоте 30-35 м при срабатывании сигнала «опасная высота», экипаж через 3 секунды энергично взял штурвал «на себя» (расход руля высоты 13°, перегрузка 1,9 ед.). Однако из-за недостаточного запаса высоты через 2 секунды самолет столкнулся с бетонным ограждением БПРМ (1 265 м от торца ВПП и в 40 м правее ее оси) фюзеляжем, правым двигателем и правой плоскостью крыла. После этого самолет приземлился во внутреннем дворе БПРМ на левую и носовую стойки шасси, отделился и носовой частью столкнулся с ограждением БПРМ с противоположной стороны. Продолжая движение, самолет левой плоскостью столкнулся с группой деревьев, а затем носовой частью фюзеляжа с железнодорожной насыпью высотой 4,5 м в 1 150 м от торца ВПП и в 40 м правее ее оси, остановился на железнодорожных путях, полностью разрушился и загорелся. 44 пассажира и 4 члена экипажа погибли, 1 член экипажа (бортпроводница) и 5 пассажиров получили ранения, 1 пассажир не пострадал. Катастрофа произошла в 21:29:30 в точке с координатами 50°24’12” СШ, 30°27’16” ВД. В 21:30 зафиксирована следующая погода: туман, видимость 600 м, вертикальная видимость 50 м.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
4 |
Пассажиры |
50 |
44 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, ошибка служб УВД |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-24 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-46722 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
29.04.1963 |
Заводской номер ВС |
37300302 |
Наработка ВС (часы) |
27244 |
Наработка ВС (циклы) |
24754 |
Силовая установка |
Н453Т008 Н494Т037 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
Н-36 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Киевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Черновцы |
Пункт назначения |
Киев (Жуляны) |
Начальный пункт маршрута |
Черновцы |
Конечный пункт маршрута |
Киев (Жуляны) |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установить истинное положение задатчика сигнализатора опасной высоты и причину его срабатывания ниже 60 м комиссии не представилось возможным в связи с его уничтожением при пожаре.
В период с 21:27 по 21:30 АМСГ выдавала службе движения горизонтальную видимость 700 м и вертикальную видимость 50 м. При этом зафиксированная через 30 секунд после происшествия фактическая погода была ниже минимума, а экипаж самолета Ан-24 №46440, заходивший на посадку перед самолетом №46722 с интервалом 2 мин 06 сек., не установил контакта со световыми ориентирами аэродрома и ушел на запасной аэродром Борисполь. В связи с этим комиссия делает заключение, что в момент происшествия фактическая погода была ниже минимума 700 м, установленного для приема самолетов Ан-24.
Выводы: комиссией установлено, что подготовка и состояние здоровья экипажа, а также техническое состояние самолета не оказали влияние на исход полета.
Аварийная ситуация начала развиваться при пересечении самолетом установленной глиссады с сохранением экипажем вертикальной скорости снижения выше расчетной.
На исход полета оказали влияние допущенные диспетчером ДПСП нарушения НПП ГА-71, предельные метеоусловия и несвоевременная информация АМСГ а/п Жуляны об ухудшении видимости до значения ниже установленного минимума. |
Выявленные при расследовании недостатки |
Комиссией отмечены различные недостатки в организации работы службы движения а/п Жуляны и в метеорологическом обеспечении полетов, невыполнение технологии работы диспетчерским составом, а также недостатки в организации летной работы в отряде. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явилось преждевременное снижение самолета при заходе на посадку, которое произошло вследствие невыдерживания экипажем установленной глиссады, невыполнения маневра по уходу на второй круг при достижении высоты принятия решения, а также нарушений п.6.6.8 НПП ГА-71, допущенных диспетчером ДПСП при управлении заходом на посадку в режиме РСП (Тесла)+ОСП в предельных метеоусловиях.
Происшествию способствовала несвоевременная информация об ухудшении видимости до значения ниже минимума со стороны АМСГ а/п Киев-Жуляны. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Фото: захоронение экипажа на Байковом кладбище г. Киева |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|