Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Грузинского УГА близ а/п Махачкалы
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  10 декабря 1969 г.
Время:  18:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Дагестанская АССР, близ Махачкалы
Тип ВС:  Ил-14П
Регистрация ВС:  СССР-52010
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс:  2953
 


Описание
    Экипаж 112 летного отряда произвел посадку в Махачкале в 17:58 и после дозаправки произвел взлет в 18:29 с МК=123° в сторону моря. На борту находились 11 пассажиров, 87 кг багажа и, вероятно, безбилетный пассажир – второй пилот Ту-104 112 летного отряда, находившийся в отпуске. Фактическая погода в момент взлета была (на исход полета влияния не оказала): облачность 10 баллов слоисто-кучевая 860 м, 3-4 балла 360 м, видимость 7 км, ветер 6 м/с, температура воздуха +9°С, давление 770 мм рт.ст.
    Через 1 минуту 45 сек. после взлета КВС доложил руководителю полетов, что взлет произвел и получил указание следовать по курсу с набором высоты на Кизляр до эшелона 2 100 м. После запроса РП данных о погоде (о нижней кромке облаков) экипаж доложил, что над морем наблюдалась разорвано-слоистая облачность 120-150 м, не указанная в прогнозе погоды. Затем в течение 11 минут радиообмена не было, а после экипаж на связь не вышел и на запросы не отвечал.
    Самолет был обнаружен 11 декабря на глубине 10 м в 3 500 м от берега на удалении 8 км от КТА с азимутом 65°.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 12 12
На земле   0
Всего погибших 17


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14П
Регистрационный номер (id) ВС СССР-52010
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.05.1957
Заводской номер ВС 703101
Наработка ВС (часы) 20481
Наработка ВС (циклы) 18670
Силовая установка Б21461922 Б23162441


Сведения о рейсе

Номер рейса 2953
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Махачкала
Пункт назначения Астрахань
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Астрахань


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Расследованием установлено, что полет продолжался около 4–х минут. С экипажем самолета поддерживалась радиосвязь с момента разрешения на взлет в течение 2 минут 35 секунд. Радиообмен с руководителем полетов осуществлял командир корабля спокойным, четким голосом. Самолет набрал высоту 250-280 м, произвел левый разворот на курс следования над морем и на высоте 300-350 м вышел из разворота, продолжая набор высоты. На высоте 350-400 м возникла внезапная и скоротечная аварийная обстановка, приведшая к непроизвольному снижению с большой вертикальной скоростью и столкновению с поверхностью воды под большим углом в 18:33. В течение нескольких последующих дней на берег были выброшены различные мелкие обломки самолета, а также трупы всех трех находившихся на борту детей и труп женщины. Со дна были подняты различные части самолета, в том числе оба двигателя и элементы пилотской кабины, а также часть тела мужчины. При столкновении с поверхностью моря оба двигателя работали, шасси и закрылки были убраны. Между рёбер цилиндров левого двигателя обнаружены кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов – остатки крыльев и многочисленные перья крупных птиц.
    По заключению судебно-медицинской и зоологической экспертизы Дагестанской АССР от 20.12.69 г. останки крыльев, перьев и черепных костей, обнаруженных в разрушенных частях самолета, принадлежит птицам типа большой поганки (чомга), достигающим веса 1100-1200 гр. для которых является типичным перелет как в дневные, так и в ночные часы.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Согласно заключения комиссии, истинную причину катастрофы установить не представилось возможным в связи с сильным разрушением и затоплением самолета. Наиболее вероятной причиной явилось столкновение самолета со стаей крупных перелетных птиц. В результате произошло разрушение пилотской кабины с выводом из строя членов экипажа. В данный период наблюдается миграция гусей, цапель и других птиц на высоте 300-400 м в любое время суток. Во всех других случаях экипаж имел возможность произвести вынужденную посадку.
    В Приказе МГА №04 от 12.01.70 г. указывается, что причиной катастрофы является столкновение самолета со стаей крупных птиц, приведшее к разрушению пилотской кабины, возможным ранениям экипажа и непроизвольному снижению самолета.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.