Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-2 Поволжского РАО РОСТО на аэродроме Сосновка
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  31 июля 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Пенза (Сосновка)
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  RA-15663
Авиакомпания:  РОСТО, Поволжский региональный авиационный отдел
 


Описание
    13.07.98 г. КВС вертолета Ми-2 №15663 с авиатехником был откомандирован на оперативную точку Починки Нижегородской области для выполнения полетов по осмотру магистральных газовых трубопроводов согласно договора с заказчиком ПО "Волгатрансгаз".
    31.07.98 г. КВС с авиатехником на борту в 5 час 05 мин. (UTC) произвел взлет по маршруту Починки-Старая Каменка. Полет в нарушение требований п. 10.1.9 НПП ГА-85 был выполнен без получения прогноза погоды на период с 03.00 до 06.00.
    На посадочной площадке Старая Каменка КВС взял на борт двух служебных пассажиров и выполнил облет магистрального газопровода по маршруту Старая Каменка-Городище-Шемышейка-Кондоль-Старая Каменка. После завершения облета и высадки пассажиров КВС выполнил взлет на аэродром Сосновка с целью заправки топливом.
    При входе в зону аэродрома Сосновка КВС в нарушение требований п. 7.6.4 НПП ГА-85 на связь с руководителем полетов не вышел, условия снижения и посадки не получил. На запросы руководителя полетов не отвечал.
    При выполнении захода на посадку КВС в нарушение требований п. 7.6.9а НПП ГА-85 не сообщил руководителю полетов об установлении визуального контакта с ВПП или ее ориентирами, разрешение на выполнение визуального захода на посадку не получил.
    Руководитель полетов начальник Пензенского авиационного спортивного клуба РОСТО в нарушение требований приказа Председателя ЦК ДОСААФ СССР от 28.03.84 г. № 128 письменного объяснения с КВС о допущенных нарушениях не взял, в военный сектор РЦ УВД Пенза о случившемся не сообщил, начальнику Поволжского регионального авиационного отдела не доложил, вылет не запретил. Меры к КВС не только не принял, а через военный сектор РЦ способствовал, чтобы вертолету был разрешен вылет согласно задания на полет в 14 час. 00 мин.
    Во время стоянки вертолета КВС в нарушение требований п.п. 4.10.5 и 10.1.23 НПП ГА-85 взял на борт трех неоформленных пассажиров, из них одного ребенка, с целью их катания в районе аэродрома. Руководство полетами в это время на аэродроме не осуществлялось, радиосредства обеспечения полетов не работали.
    В момент взлета масса вертолета превышала максимально допустимую для данных условий полета на 275 кг, центровка не выходила за установленные пределы. КВС в нарушение требований п. 3.6.6. НПП ГА-85 предполетную подготовку не проводил, расчет полета не выполнил.
    По показаниям очевидцев, после полета в течение 15-20 мин. в процессе захода на посадку при посадочной массе вертолета, превышающей на 209 кг максимально допустимую для данных условий полета, на высоте 5-8 м КВС с целью снижения поступательной скорости резко увеличил угол тангажа на кабрирование, что привело к увеличению вертикальной скорости снижения. Для уменьшения вертикальной скорости снижения КВС несоразмерно переместил рычаг "шаг-газ" вверх, что привело к "перетяжелению" несущего винта и просадке вертолета.
    КВС допущенные ошибки при расчете на посадку своевременно не исправил, снижение не прекратил и в нарушение требований п.7.6.15 HПП ГА-85 на второй круг не ушел.
    Вертолет хвостовой пятой и лопастями рулевого винта столкнулся с землей, что привело к разрушению лопастей рулевого винта. В дальнейшем вертолет отделился от земли на высоту до одного метра с правым креном и левым вращением, потерял управляемость, переместился вперед и опрокинулся на правый борт.
    В результате повторного столкновения с землей вертолет полностью разрушился и от возникшего на земле пожара сгорел. КВС и пассажиры в результате пожара погибли.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 3 3
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-15663
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 31.07.1985
Заводской номер ВС 549325075
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Другие авиаработы
Авиакомпания РОСТО, Поволжский региональный авиационный отдел
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Пенза (Сосновка)
Пункт назначения Пенза (Сосновка)
Начальный пункт маршрута Пенза (Сосновка)
Конечный пункт маршрута Пенза (Сосновка)


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     При проведении расследования катастрофы комиссией выявлены серьезные недостатки в организации летной работы и обеспечении полетов в летном отряде Поволжского регионального авиационного отдела РОСТО.
    Разрабатываемые мероприятия по обеспечению безопасности полетов носят формальный характер и не дают положительного результата в практической деятельности. Занятия и разборы полетов с летным составом производятся на низком методическом уровне, летный состав на них присутствует нерегулярно. Так, КВС в течение трех месяцев ни разу не присутствовал на занятиях и разборах.
    Контроль за выполнением указаний в летном отряде не налажен. При проверке экипажей на оперативных точках КВС неоднократно давались указания по своевременному и правильному заполнению полетной документации. Однако действенных мер по устранению нарушений принято не было.
    Бесконтрольность и попустительство со стороны командно-летного состава отряда породили вседозволенность и привели к грубым нарушениям.
    С момента получения Свидетельства эксплуатанта 22.11.94 г. в авиапредприятии произошло две катастрофы вертолетов Ми-2 по вине летного состава.
    Полеты на аэродроме Сосновка организуются с грубыми нарушениями требований руководящих документов. Посадочная площадка для вертолетов в нарушение требований п. 3.4.1 РЭГА РФ-94 не оборудована знаком ограничения места приземления, нет маркировки угловых пограничных знаков, отсутствуют цифровое значение посадочного путевого угла и обозначение зоны конечного этапа захода на посадку и взлета.
    Инструкция по производству полетов на аэродроме устарела, ее содержание не соответствует установленным требованиям. Площадка для посадки вертолетов в ней не предусмотрена.
    Пожарной машины, предусмотренной табелем норм обеспечения, на аэродроме не имеется, оперативный план взаимодействия с пожарными частями отсутствует. По этой причине эвакуировать пилота и пассажиров с горящего вертолета, а также локализовать пожар имевшимися средствами наземная поисково-спасательная команда не смогла.
    За допущенные грубые нарушения основных руководящих документов. Свидетельство эксплуатанта авиапредприятия "Поволжский региональный авиационный отдел РОСТО" было приостановлено.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия явились ошибки КВС в технике пилотирования вертолета, посадочная масса которого превышала максимально допустимую для данных условий полета, выразившиеся в неправильном расчете на посадку, что привело к необходимости форсированного торможения вертолета перед зависанием и, как следствие, к "перетяжелению" несущего винта и увеличению вертикальной скорости снижения.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.