Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-14 Грузинского УГА в районе Сурамского хребта
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 ноября 1964 г.
Время:  07:41
Страна:  СССР
Место происшествия:  Грузинская ССР, близ Сурами, Хашурский район
Тип ВС:  Ил-14
Регистрация ВС:  СССР-41883
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Рейс:  Г-51
 


Описание
    Экипаж 112 летного отряда выполнил взлет в Тбилиси в 06:55 и набрал заданный эшелон 2 700 м. Прогнозируемая погода на маршруте была следующей: облачность 0-3 балла с увеличением от Сурамского хребта до 6-9 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая, 600-1 000 м, болтанка, видимость 4-10 км, Сурамский перевал закрыт с запада. В 07:10 экипаж доложил о пролете ОПРС Мухрани, а в 07:21 – о пролете ОПРС Али в облаках, перешел на связь с КДП Кутаиси и получил разрешение на снижение до 2 100 м. Затем последовало разрешение на снижение до 1 500 м и до 1 200 м. Затем было получено разрешение выполнять схему захода. После получения команды выполнять четвертый разворот связь с экипажем пропала. 29 ноября самолет был обнаружен на восточном склоне Сурамского хребта на высоте 980 м в 10 км юго-западнее Али. При столкновении со склоном фюзеляж раскололся пополам, а кабина экипажа была разрушена. Пожара не возникло. Катастрофа произошла в 07:41. Выжившие бортрадист и 7 пассажиров получили тяжелые ранения и обморожения. Фактическая погода в районе катастрофы: сильная метель, снегопад, видимость от 500 до 50 м, ветер 270° от 12 до 20 м/с. Прогноз погоды на участке маршрута Мухрани-Али не оправдался. Фактическая погода была: облачность 10 баллов, слоисто-кучевая и слоисто-дождевая с отдельными разрывами, 300-600 м. Перевал закрыт облаками. Диспетчер РДП Тбилиси после получения от экипажа доклада о пролете Али, не проконтролировав его счислением пути, передал управление полетом КДП Кутаиси, хотя самолет находился еще в его зоне. Фактически при наличии сильного встречного ветра (100-120 км/ч вместо прогнозируемого 70 км/ч) самолет находился в 37 км с недолетом до Али. После установки связи с экипажем диспетчер КДП Кутаиси в нарушение правил полетов в горной местности без наличия радиолокационного контроля за самолетом разрешил снижение, а затем, по-прежнему не наблюдая самолет на экране радиолокатора, вопреки здравому смыслу разрешил дальнейшее снижение до 1 500 м, а затем до 1 200 м, и передал условия посадки МКпос=270°, облачность – 970 м. Связь была неустойчивой, что свидетельствовало о значительном удалении самолета от аэропорта, но ни диспетчер, ни РП не обратили на это внимания. Радиометрист затем дал отметку «48 км», которая относилась к другому самолету (Ил-14, СССР-03536). Диспетчер КДП принял ее за место СССР-41883. В 07:36 диспетчер услышал сообщение от СССР-03536 «прошел ДПРМ» и, приняв его за сообщение от СССР-41883, разрешил ему снижение, передав руководство РП на СКП. В действительности СССР-41883 находился над Сурамским хребтом на высоте 1 400 м, где и начал выполнять схему. Экипаж, кроме ошибки с докладом о пролете Али, продолжал полет без уточнения своего места (при наличии на борт штурмана), слепо выполняя команды диспетчера и РП. Затем РП, приняв случайную засветку за отметку СССР-41883, передал на борт о подходе к третьему развороту. У экипажа появились сомнения и они неоднократно стали запрашивать место, но ни диспетчер, ни РП мер к установлению места самолета не приняли, а РП настоял на выполнении четвертого разворота со словами: «нечего вам спорить». Выполняя четвертый разворот, самолет в течение 2-3 минут следовал в горизонтальном полете на высоте 1 000 м в условиях сильной болтанки и снегопада с видимостью 50 м. С убранными шасси на МК=260° самолет задел верхушки деревьев, начал разрушаться и упал на склоне.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 3
Пассажиры 11 4
На земле   0
Всего погибших 7


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия, ошибка служб УВД
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-14
Регистрационный номер (id) ВС СССР-41883
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 10.01.1956
Заводской номер ВС 146000708
Наработка ВС (часы) 14861
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Б 27352202 Б 2625180


Сведения о рейсе

Номер рейса Г-51
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Грузинское УГА, Тбилисский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Тбилиси
Пункт назначения Кутаиси
Начальный пункт маршрута Тбилиси
Конечный пункт маршрута Краснодар (Пашковская)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами катастрофы явились:
    1) Преступно-халатное отношение к выполнению своих обязанностей со стороны диспетчера КДП и РП, разрешивших преждевременное снижение в горной местности.
    2) Недисциплинированность экипажа – невыполнение требований по контролю полета, ошибка в расчетах пролета Али и безрассудное выполнение команд с земли.
    Сопутствующие факторы: передача управления диспетчером РДП Тбилиси без контроля местоположения самолета, неоправдавшийся прогноз погоды (особенно по скорости ветра).


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.