Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24РВ Архангельского ОАО в районе а/п Лешуконское
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  24 декабря 1983 г.
Время:  08:53
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Лешуконское
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  СССР-46617
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Архангельское УГА, Архангельский ОАО
Рейс:  601
 


Описание
    Экипаж 392 летного отряда выполнял рейс №601. Взлет в а/п Архангельск произведен в 08:10. После установки связи с диспетчером последний разрешил заход на посадку по ОСП (приводам) с контролем по обзорному локатору. На эшелоне перехода 1 200 м экипаж установил давление аэродрома 744 мм рт.ст. На удалении 16 км и высоте 500 м были выпущены шасси и закрылки на 15°.
    Фактическая погода в момент захода на посадку была: облачность 10 баллов слоистая высотой 150 м, видимость 5 000 м, морось, ветер 190° 3 м/с, температура 0°С.
    В 08:51:50 экипаж начал довыпуск закрылков на 38° и приступил к снижению с высоты 500 м. Активное пилотирование при заходе на посадку осуществлял КВС. В 08:51:59 диспетчер информировал экипаж о нахождении левее посадочного курса и разрешил посадку. Экипаж продолжал снижение с большим боковым уклонением влево, которое при прохождении ДПРМ составляло около 490 м влево. На ВПР фактическое боковое уклонение составляло около 250 м при максимально допустимом 100 м. При оценке бокового уклонения на ВПР командиром ВС была допущена ошибка и вместо решения об уходе на второй круг он принял решение о посадке. Маневр по устранению бокового уклонения выполнялся некоординированным отклонением органов управления. Крен в первой фазе устранения бокового уклонения достиг 17° при допустимом по РЛЭ 10-12°. В 08:52:29 на высоте 50 м сработал сигнал задатчика радиовысотомера. БПРМ был пройден на высоте 40 м с пересечением посадочного курса вправо. После докладов штурмана высоты 40 и 30 м КВС дал команду об уходе на второй круг. Экипаж убрал шасси и установил двигателям взлетный режим. Самолет перешел в набор высоты с выходом на закритические углы скольжения, характеризующиеся ухудшением управляемости. В 08:52:50 КВС дал команду убрать закрылки до 15°. Самолет к этому времени потерял скорость до скорости сваливания и находился на закритических углах скольжения. В 08:52:54 он перешел в снижение с нарастанием левого крена. На высоте 80 м при скорости 160 км/ч и угле крена около 30° был уменьшен угол отклонения закрылков на 8° (по РЛЭ при уходе на второй круг закрылки убираются импульсами на высоте не менее 120 м при скорости 230-250 км/ч). К 08:52:58 левый крен возрос до 90°. В 08:53:00 самолет столкнулся с землей в 110 м правее оси ВПП и в 230 м после пролета траверза ее торца, разрушился и частично сгорел. Выжили 4 пассажира и бортпроводница.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 4
Пассажиры 44 40
На земле  
Всего погибших 44


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета уход на второй круг
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС СССР-46617
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.06.1973
Заводской номер ВС 37308704
Наработка ВС (часы) 20761
Наработка ВС (циклы) 14302
Силовая установка Н4332079 Н4312085


Сведения о рейсе

Номер рейса 601
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Архангельское УГА, Архангельский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Архангельск (Талаги)
Пункт назначения Лешуконское
Начальный пункт маршрута Архангельск (Талаги)
Конечный пункт маршрута Лешуконское


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы:
    1) Расследованием установлено, что КВС имел характерную манеру техники пилотирования, заключающуюся в тенденции к некоординированным «плоским» доворотам при заходе на посадку. Эта манера пилотирования, противоречащая требованиям РЛЭ, не была своевременно выявлена несмотря на многоразовые контроль его полетов по средствам объективного контроля и проверке техники пилотирования пилотом-инструктором.
    2) В процессе захода на посадку в нарушение требований НПП ГА-78 и РЛЭ экипаж не ушел на второй круг при наличии недопустимого бокового уклонения.
    3) При исправлении бокового уклонения после пролета ВПР некоординированными действиями органов управления, выразившихся в отклонении руля направления без создания крена, экипаж вывел самолет на закритические углы скольжения, характеризующиеся ухудшением управляемости, что привело к потере скорости и сваливанию, несмотря на принятые меры по уходу на второй круг.
    4) Действия диспетчеров УВД и специалистов наземных служб не оказали влияние на исход полета.
    5) Руководящие документы, определяющие летную эксплуатацию самолетов Ан-24, имеют недостатки: в РЛЭ отсутствует предупреждение о возможности выхода за критические углы скольжения и о действиях экипажа в подобных случаях; инструкция по взаимодействию и технологии работы экипажа не учитывает квалификации вторых пилотов, поступающих в авиапредприятия из высших летных училищ ГА (второй пилот после приема в летный отряд из училища налетал 13 часов).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы явились грубые ошибки в технике пилотирования, допущенные экипажем при исправлении бокового уклонения на предпосадочной прямой и при уходе на второй круг, что привело к выводу самолета на критические углы скольжения, потере скорости и сваливанию.
    В ходе расследования выявлены серьезные недостатки в организации летной работы, методической и профессиональной подготовке командно-летного и летного состава в 392 летном отряде, что является следствием упущений командно-руководящего состава авиапредприятия и управления, а также недостаточного контроля со стороны УЛС МГА.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.