Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ли-2 Украинского управления ГВФ в Орловской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  14 января 1946 г.
Время:  11:35
Страна:  СССР
Место происшествия:  Орловская область, Колпнянский район, село Нетрубеж
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Л4150
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское управление ГВФ
 


Описание
    Экипаж 23 (Харьковского) транспортного авиаотряда Украинского управления ГВФ выполнял полет по маршруту Харьков - Москва (Внуково). На борту находились 17 пассажиров и 368 кг багажа.
    Взлет в а/п Харьков произведен в 10:18. Прогноз погоды по трассе Харьков - Москва предусматривал: облачность меняющаяся, слоисто-кучевая, высотой 300-600 м, видимость 4-10 км, ветер западный 20-30 км/ч, дымка.
    Командир корабля имел задание проверить другого командира корабля в технике пилотирования и ознакомить его с трассой. Проверяемый командир корабля занимал левое сиденье, командир корабля занимал правое сиденье.
    Через 1 час 17 минут полета самолет разрушился в воздухе. Его части разбросаны среди домов села Нетрубеж Колпнянского района Орловской области.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 17 17
На земле   0
Всего погибших 22


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л4150
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС февраль 1945 г
Заводской номер ВС 18420001
Наработка ВС (часы) 635
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка 62042140 6204273


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское управление ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Харьков
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Харьков
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссией установлено:
    1) Самолет перед катастрофой летел в облачности при наличии интенсивного обледенения.
    2) Высота облачности в районе катастрофы была около 250 м. По показаниям очевидцев, утром была оттепель, а затем произошло резкое понижение температуры воздуха, сопровождающееся моросящими осадками.
    3) Отдельно от остальных обломков самолета, на расстоянии 2 км в направлении Харькова, обнаружена левая часть руля высоты.
    4) Самолет разрушился в воздухе на высоте 150-200 м, что установлено по характеру разброса обломков и показаниям свидетелей.
    5) В момент разрушения самолет имел направление полета, обратное курсу следования.
    6) По положению секторов управления моторов и рукояток управления триммером можно утверждать, что самолет находился в облаках в эволюции крутой спирали или штопора. Это подтверждается очевидцами, которые слышали изменение звука моторов в сторону резкого повышения и видели выпадение самолета из облаков в ненормальном положении, после чего произошел взрыв и самолет, разрушаясь на отдельные части, упал на землю. Пассажиры и их вещи разбросаны в зоне разброса частей самолета.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы является неправильный прогноз погоды, выданный ГАМС а/п Харьков, которым не предусматривалось обледенение и прохождение вторичного холодного фронта. В то же время ГАМС а/п Внуково в своем прогнозе погоды все эти метеоявления указывало. Наличие обледенения в облаках подтверждается двумя экипажами самолетов, летевших по этой трассе.
    Комиссия считает, что, идя на высоте 400-600 м, командир корабля встретил понижение облачности и решил идти над ней. Начав набор высоты и войдя в облачность, самолет попал в интенсивное обледенение. Хорошая работа антиобледенительного устройства на плоскостях самолета препятствовала образованию льда на передних кромках плоскостей. Неэффективная работа антиобледенительного устройства на стабилизаторах не смогла воспрепятствовать обледенению передних кромок стабилизаторов, где образовался лед толщиной 10-12 мм с обрывистым переходом к поверхности стабилизаторов. Это создало турбулентность потока воздуха у поверхности стабилизаторов и рулей высоты, что вызвало сильную вибрацию последних. Также интенсивному обледенению подверглись выступающие детали на нижних поверхностях плоскостей, стабилизаторов и фюзеляжа, жалюзи моторов и коки винтов. Вследствие большой вибрации хвостового оперения самолет стал терять высоту. Пилот пытался удержать самолет отклонением руля высоты вверх. В результате вибрационной нагрузки на руль высоты на высоте 800-1000 м произошел отрыв левой части руля высоты. После этого самолет стал разворачиваться вправо, делая крен на правую плоскость. Пилот препятствовал развороту отклонением руля направления влево, а правый крен парировал отклонением элеронов на левый крен. Устранить правый разворот рулем направления не представлялось возможным, так как его значительное отклонение усиливало тряску хвоста. Пилот, вероятно, решил вывести самолет из разворота моторами, увеличив режим работы правого мотора и убрав газ и переведя винт на малый шаг левого мотора. Такое изменение режима работы моторов могло привести к тому, что самолет вошел в крутую левую спираль или штопор. Этому способствовала тряска приборной доски и, как следствие, плохая работа всех приборов. Все вышеперечисленные эволюции самолета от момента потери левой части руля высоты до входа в штопор происходили на высоте 1000-600 м в течение 1-2 минут в слепом полете в облаках. При выпаде самолета из облаков на высоте 200-250 м пилоты, увидев землю и истинное положение самолета, резко вырвали его из угла снижения и крена. В результате возникшей большой перегрузки произошло разрушение самолета в воздухе.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.