Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ту-154М а/к Алроса в Ижме, республика Коми
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  07 сентября 2010 г.
Время:  07:55
Страна:  Россия
Место происшествия:  Республика Коми, близ села Ижма, Ижемский район
Тип ВС:  Ту-154М
Регистрация ВС:  RA-85684
Авиакомпания:  Алроса
 


Описание
    Экипаж самолёта Ту-154М RA-85684 Мирнинского авиационного предприятия ЗАО АК «АЛРОСА» выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Полярный - Москва (Домодедово). На борту самолёта находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа, 344кг груза и багажа (взлётная масса – 96 986кг). После входа в зону Сыктывкарского РЦ на эшелоне 10 600 м экипаж передал диспетчеру срочное сообщение о проблемах с электропитанием и решении о выполнении вынужденной посадки в Сыктывкаре, после чего связь с экипажем пропала. Однако диспетчер, наблюдая по радиолокатору уклонение самолета в сторону Усинска, продолжал информировать экипаж о его уклонениях от трассы и давать соответствующие указания без подтверждения, предполагая, что экипаж принял решение следовать на аэродром Усинск. Отметка самолёта на экране диспетчерского радиолокатора временами пропадала. В дальнейшем, с момента обнаружения метки, осуществлялось непрерывное радиолокационное наблюдение и передача диспетчером ДПСП аэродрома Усинск руководителю полётов и диспетчеру РЦ Сыктывкара. В тоже время, экипаж самолёта, выполнив снижение, после перехода на визуальный полёт обнаружил ВПП неэксплуатируемого аэродрома в районе села Ижма и после трех проходов над ВПП принял решение о посадке. В процессе пробега после посадки произошло выкатывание самолёта за пределы ВПП длиной около 1 300 м. Самолет выкатился на 200 м и остановился в редколесье среди невысоких деревьев, в результате чего получил повреждение конструкции планера. Пассажиры и экипаж не пострадали.
    21 сентября завершились работы по буксировке самолета из леса на ВПП. На месте посадки был проведен ремонт самолета, в том числе замена двигателей. Проведены работы по подготовке ВПП для взлета. 24 марта 2011 года экипаж летчиков-испытателей произвел взлет и перегнал самолет в аэропорт Ухта.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 0
Пассажиры 72 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154М
Регистрационный номер (id) ВС RA-85684
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1990
Заводской номер ВС 90А851
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Алроса
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Полярный
Пункт назначения Москва (Домодедово)
Начальный пункт маршрута Полярный
Конечный пункт маршрута Москва (Домодедово)


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     1. При расследовании было установлено, что в феврале 2010 года
    Мирнинское авиапредприятие ЗАО АК «АЛРОСА» обращалось в ЗАО
    «Росаэро» по вопросу доработки самолета Ty-154M RA-85684 по
    бюллетеню № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ.
    При этом ЗАО «Росаэро» в письме от 22.02.2010 № 022201/10-047 о
    невозможности приступить к выполнению бюллетеня № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ «ввиду отсутствия комплектующих на складе и текущей загрузки бригад»,Следовательно, несмотря на наличие утвержденного
    разработчикам самолета и введенного в действие авиационными властями бюллетеня, он не был выполнен.
    Таким образом, выполнение доработок по бюллетеню зависело от
    деятельности посреднической организации, не являющейся
    авторизованным центром ТОиР.
    2. В разделе «Выполнение полета» (подраздел «На протяжении
    всего полета») Инструкции по взаимодействию и технологии работы
    членов экипажа самолета Ту-154М, утвержденной 18.11.1997 № 75/И, имеется ссылка на бюллетень № 154КБ-0004/99/БУ/БЭ (предусматривающий введение сигнализации критического состояния аккумуляторов).
    Фактически указанный бюллетень на самолетах Ту-154М не выполнялся.
    Для устранения противоречия с разделом 8.6 РЛЭ самолета
    Ту-154М, необходимо в разделе «Выполнение полета» (подраздел «На
    протяжении всего полета») Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ту-154М, заменить ссылку на бюллетень № 154КБ-0004/99/БУ/БЭ, ссылкой на бюллетень № 154-КБ-30/03 БУ/БЭ.
    3. Аварийное оповещение дежурной смены Санкт-Петербургского
    КЦПС о приведении в готовность на выполнение ПСО (Р) органами ОВД Сыктывкарского РЦ ЕС ОрВД осуществлялось с задержкой по времени, что затрудняло оперативное управление поисково-спасательными силами и средствами при проведении поисково-спасательных работ (письмо МРУ по ОВД и АКПС в Северо-Западном федеральном округе от 17.09.2010 №507).
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Серьезный инцидент с самолетом Ту-154М RA-85684
    произошел в результате полного обесточивания системы
    электроснабжения постоянного тока напряжением 27 В из-за отказа
    аккумуляторной батареи № 1 вследствие развития термического
    повреждения (теплового разгона), связанного с нарушением правил ее технического обслуживания и несвоевременного обнаружения и
    отключения от бортовой сети воздушного судна аккумуляторной батареи № 1 по причине невыполнения на ВС ТУ-154М RA-85684 доработки по бюллетеню № 154-КБ-30/03БУ/БЭ, предусматривающего установку на приборной доске бортинженера четырех красных светосигнализаторов «Отключи аккумуляторы № 1, № 3, № 2, № 4».
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Телеграмма Росавиации от 27.12.10 № 270630






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.