Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ли-2 УВТ Дальстроя в пос. Зырянка, Якутия
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  20 июля 1953 г.
Время:  14:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, близ пос. Зырянка
Тип ВС:  Ли-2
Регистрация ВС:  СССР-Х1014
Авиакомпания:  Авиаотряд Дальстроя
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс по маршруту Магадан- Сеймчан- Зырянка- Ожогино- Батагай и обратно. На борту находилось 5 членов экипажа, 11 пассажиров и коммерческий груз (багаж и почта). В 14 ч 10 мин был произведён взлёт в пос. Зырянка. В момент уборки шасси на выдерживании произошла раскрутка левого винта. 1-й бортмеханик по команде КВС стал применять частичное флюгирование. Через 3-5 сек. началась раскрутка правого винта, высота в этот момент составляла 15-20 метров. КВС и второй пилот приняли решение произвести вынужденную посадку на покрытый густым тальниковым лесом остров, расположенный за протокой реки Колымы. Попытки 1-го бортмеханика затяжелить винты, используя тумблеры НП-1, оказались безуспешными. В момент подхода самолёта к острову произошёл переход левого винта на флюгерный режим, что привело к кратковременному возрастанию тяги левого винта и созданию сильного правого крена и значительному увеличению угла атаки. С большим трудом КВС и второй пилот смогли удержать самолёт от сваливания на крыло. Скорость упала до 140 км/ч . В итоге самолёт, оставшись без тяги обоих винтов, стал терять высоту и произвёл вынужденную посадку на лес. Пройдя некоторое расстояние по деревьям, самолёт на высоте 5 м вышел на поляну и, лишившись опоры со стороны деревьев, упал на левое крыло и носовую часть фюзеляжа, развернувшись на 100 град от направления полета . Расстояние от ВПП до места падения составило около 600 м. Пожара не произошло по причине своевременного выключения двигателей и обесточивания всего самолёта экипажем. При падении КВС и 1-й бортмеханик получили ушибы, остальные члены экипажа не пострадали. Из 11 пассажиров 1- не пострадал, 9- получили ушибы и один с переломом рёбер доставлен в больницу. Коммерческий груз уцелел. Самолет получил различные повреждения нижней части фюзеляжа, центроплана, плоскостей, горизонтального оперения, стоек шасси, обеих моторам и винтов и восстановлению не подлежал.
    Погодные условия на месте взлета : высота нижней кромки облачности – 300 м . Видимость – 20 км .


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 11 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники, недостатки в конструкции
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ли-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Х1014
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.08.1948
Заводской номер ВС 18430308
Наработка ВС (часы) 1659
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Авиаотряд Дальстроя
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Зырянка
Пункт назначения Ожогино
Начальный пункт маршрута Магадан
Конечный пункт маршрута Магадан


Подробные сведения

Описание последствий АП     Из- за сложности эвакуации самолёта с острова было принято решение оставить его на месте падения, предварительно сняв с него уцелевшие агрегаты и оборудование . Двигатели были законсервированы и оставлены до зимы с целью доставки их в аэропорт по льду
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина происшествия – раскрутка винтов в момент уборки шасси. По причине малой высоты, скорости и наличии впереди по направлению взлёта препятствия (остров поросший густым лесом), экипаж не имел совершенно времени для борьбы с раскруткой винтов, и поэтому не смог с ней справиться.
    Непосредственная причина происшествия - в момент уборки шасси внимание бортмеханика к наблюдению за приборами, контролирующими обороты моторов, было ослаблено. В результате момент раскрутки был упущен, а, борясь с раскруткой, 1-й бортмеханик и КВС допустили следующие ошибки:
    а) – не взяли полностью секторы обоих винтов « на себя » до упора.
    б) – вместо частичного флюгирования левого винта 1-й бортмеханик, передержав винт тумблером НП-1, допустил переход на режим полного флюгирования .
    Другие причины - одноканальные винты АВ-7 НЕ -161 по своему принципу работы имеют тенденцию к раскрутке.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Гос. архив Магаданской области


Фотографии

   
 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.