Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ту-104Б Украинского УГА в районе а/п Внуково
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  17 марта 1979 г.
Время:  19:48
Страна:  СССР
Место происшествия:  Московская область, Близ а/п Внуково, в районе Киевского шоссе
Тип ВС:  Ту-104Б
Регистрация ВС:  CCCP-42444
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Одесский ОАО
Рейс:  1691
 


Описание
    Экипаж 90 летного отряда выполнил рейс №1690 Одесса-Внуково 16 марта. Обратный рейс №1691 согласно расписанию был назначен на 08:15 17 марта. Из-за закрытия аэропорта Одессы по метеоусловиям рейс был перенесен на 09:50. В дальнейшем по метеоусловиям Одессы или Внуково вылет переносился на 13:50, 15:30 и 16:15. Всего экипаж трижды проходил предполетную подготовку, которая была выполнена в полном объеме. Фактическая погода в а/п Внуково на 19:00 – облачность 10/10 слоисто-дождевая, разорвано-дождевая 150 м, дымка, дождь, гололед, видимость 1 000 м, по ОВИ – 1 550 м. В облаках сильное обледенение. Минимум погоды для взлета соответствовал минимуму КВС. Экипаж получил разрешение занять исполнительный старт. В 19:32 в момент нахождения на исполнительном старте видимость составляла 1 020 м горизонтальная, 140 м вертикальная. Взлет с МК=242° выполнялся с перегрузкой 1 171 кг и произведен в 19:35. Отрыв – на скорости 320 км/ч. Через 5 сек. после отрыва на взлетном режиме работы двигателей появилась команда «пожар левого двигателя» и автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения. Команда проходила в течение 2 мин. 39 сек., затем прерывалась на 9 сек., после чего продолжалась 3 мин. 43 сек. и прекратилась через 36 сек. после перевода РУД левого двигателя в положение «Стоп». Еще через 1 мин. 10 сек. команда вновь появилась, продолжалась 0,5-0,8 сек. и больше не появлялась до конца полета. Вторую очередь системы пожаротушения экипаж применил вручную, не выключив двигатель, как того требует РЛЭ. Всего полет на двух двигателях продолжался 5 мин. 53 сек. Табло «пожар» горело 6 мин. 22 сек. Через 5 мин. 48 сек. после первого срабатывания табло экипаж на высоте 1 500 м выключил левый двигатель. При этом в нарушение РЛЭ не был закрыт пожарный кран и не выключен кран кольцевания. Выключение двигателя создало необходимость вынужденной посадки на аэродроме вылета в условиях погоды ниже минимума КВС. Заход на посадку производился левым разворотом с выходом на посадочный курс 242 ° в директорном режиме по ИЛС при активном руководстве диспетчера посадки. Слив топлива для приведения веса к допустимому экипаж не сделал из-за неуверенности в ликвидации пожара. На удалении 19 км на скорости 430 км/ч выпущены шасси. Четвертый разворот выполнен с проворотом, после исправления которого экипаж вывел самолет на посадочный курс. После выхода из четвертого разворота на скорости 370 км/ч закрылки были отклонены на 20°, а через 14 секунд убраны до 10°. К моменту входа в глиссаду на высоте 360 м самолет находился на 50 м левее линии курса. На удалении 6-9 км скорость полета составляла 345-350 км/ч, вертикальная скорость снижения – 2,4 м/с. При снижении с попутно-боковым ветром на удалении 5 900 м, выше глиссады 20 м, экипаж для входа в глиссаду уменьшил обороты двигателя с 4 100 до 3 750 об/мин и перевел самолет в более крутое снижение. Однако увеличение вертикальной скорости оказалось недостаточно и самолет прошел ДПРМ на 38 м выше глиссады. КВС увеличил вертикальную скорость снижения до 9 м/с. На удалении 3 900 м самолет пересек линию посадочного курса с последующим уклонением вправо на 180 м. В процессе бокового уклонения диспетчер неоднократно давал команды на исправление курса. При устранении бокового уклонения экипаж не уменьшал вертикальную скорость снижения 9 м/с вплоть до столкновение с землей. При достижении высоты принятия решения диспетчер неоднократно давал команды на прекращение снижения. За 2,5 сек. до конца полета экипаж вывел двигатель на взлетный режим и взял штурвал на себя, но эти запоздалые действия не обеспечивали благополучного исхода полета. Первое столкновение с проводами ЛЭП – левой стойкой шасси. Затем, в 19:48, самолет столкнулся с землей на скорости 350 км/ч с левым креном 7° на МК=220°. Место первого касания о землю – в 1 548 м от ВПП №1 в точке с координатами 55° 36' 12" СШ 37° 18' 52" ВД левой стойкой шасси и левой плоскостью. Левая плоскость оторвалась. Самолет перевернулся. Ломая лес под углом 45°, он ударился передней частью фюзеляжа о землю и деревья. При последующих ударах о землю, провода ЛЭП, бетонный столб и лес самолет полностью разрушился. Фюзеляж с правой плоскостью и правой половиной стабилизатора перелетел через многополосную асфальтированную дорогу на аэропорт и упал в лес в перевернутом положении в точке с координатами 55° 35' 56" СШ 37° 18' 32" ВД. Возник пожар. 58 пассажиров (в том числе четверо иностранцев) и бортпроводница погибли. Остальные члены экипажа и пассажиры получили ранения. Левая стойка шасси с частью ОЧК и левый двигатель обнаружены на одной прямой на удалении от места первого удара соответственно 295 и 390 м правее оси движения самолета 65 м. Разрушенные части левой плоскости разбросаны на расстоянии 24х153 м от места первого касания земли. Носовая часть фюзеляжа от 1-го по 15 шпангоуты находилась на удалении 375 м. Наибольшая длина и ширина разброса обломков – 550х160 м. Замер фактической погоды на 19:55 (через 7 минут после авиапроисшествия) – облачность 10/10, 150 м, дымка, дождь, гололед, видимость 1 020 м, видимость по ОВИ 1940 м, ветер 100°, 4 м/с.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 1
Пассажиры 114 58
На земле   0
Всего погибших 59


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-42444
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 19.09.1958
Заводской номер ВС 921001
Наработка ВС (часы) 24356
Наработка ВС (циклы) 14118
Силовая установка О53202007 А5220040


Сведения о рейсе

Номер рейса 1691
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Одесский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Москва (Внуково)
Пункт назначения Одесса
Начальный пункт маршрута Москва (Внуково)
Конечный пункт маршрута Одесса


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выполняя заход на посадку ночью, в условиях обледенения, на одном двигателе, с превышением максимально допустимого посадочного веса на 10 201 кг, при попутно-боковом ветре, при погоде ниже минимума КВС, экипаж допустил ошибки в пилотировании самолетом, выразившиеся в превышении вертикальной скорости снижения перед пролетом высоты принятия решения, и в результате преждевременного снижения произошло столкновение с землей.
    Другие факторы: В РЛЭ отсутствуют рекомендации по выполнению вынужденной посадки с превышением максимально допустимого посадочного веса и по сливу топлива в случае срабатывания табло «пожар двигателя».
    Недостаточное взаимодействие между членами экипажа по выдерживанию установленных режимов на предпосадочной прямой. В процессе захода на посадку КВС не был информирован штурманом о достижении высоты принятия решения 120 м, а второй пилот не осуществлял пилотирования по приборам, что способствовало уклонению вправо и потере высоты. Заход на посадку производился с выключенным сигнализатором высоты СВ-2.
    По заключению технической комиссии пожара на борту не было. Причиной срабатывания противопожарной системы явилось выбивание горячего воздуха с температурой до 253° в подкапотное пространство из-за рассоединения на взлете сферического соединения трубопровода противообледенительной системы левого двигателя. Раскрытие соединения произошло в результате несоответствия размеров деталей соединения (сферического кольца и трубы) требованиям чертежа, что при эксплуатации своевременно не было обнаружено.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Вскоре, в ноябре 1979 г, все самолеты Ту-104 были выведены из эксплуатции в МГА СССР.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.