Группа рабочих Эликейского полевого отряда Анадырской геологоразведочной экспедиции закончила работы в верховьях реки Киичан 4 ноября. На 5 ноября Анадырской ГРЭ была подана заявка в Анадырский ОАО для вывоза людей и имущества экспедиции из этого района. С 6 по 13 ноября из-за метеоусловий произвести вывоз людей не представлялось возможным. 8 ноября в отряде кончились продукты. На 14 ноября экипаж 150 летного отряда, базировавшийся в а/п Марково, получил задание по вывозке в данный аэропорт терпящей бедствие геологической партии (в полетном задании полет указан как спецрейс).
Взлет в а/п Марково произведен в 23:07 мск 13 ноября (08:07 14 ноября местного времени). Экипаж следовал по МВЛ II категории со сходом с нее к месту назначения, расположенному в 166 км с А=115° от а/п Марково (64°03’СШ, 173°33’ВД). Посадка там произведена в 00:31 мск. Экипаж информировал службу движения о стоянке продолжительностью 1 час, а затем, оценив возможности истощенных людей, продлил ее еще на полчаса.
Площадка размерами 50х30 м расположена на дне распадка, в русле ручья, покрытого снегом глубиной 0,5-1,5 м. Площадка с твердой, заснеженной свежевыпавшим снегом поверхностью к прилету вертолета была предварительно спланирована и укатана с помощью вездехода. Границы площадки обозначены четырьмя флажками красного цвета, имеется ветроуказатель в виде красного флага, закрепленного на высоте 3,5 м. Площадка находится между двух сопок с крутизной склонов 40 и 45°, с превышением относительно ее уровня 460 и 420 м. Расстояние между основаниями сопок 87 м. Впереди по курсу взлета с МК=220° на удалении 300 м находится сопка с превышением 380 м и крутизной склона 40°. Площадка соответствует требованиям РЛЭ, но из-за сложного горного рельефа по направлению взлета и глубокого рыхлого снежного покрова относится к категории наиболее сложных.
На борт было взято 10 пассажиров и 1096 кг груза. Взлет произведен в 01:28. Взлетная масса 11416 кг находилась в пределах допустимой по номограмме РЛЭ для взлета вне зоны влияния воздушной подушки, однако КВС производил взлет в зоне влияния воздушной подушки. После кратковременного зависания на высоте 5 м командир вертолета начал разгон скорости. За пределами площадки вертолет попал в сильный снежный вихрь. КВС, потеряв контакт с заснеженной поверхностью, решил прекратить разгон. В процессе гашения скорости, из-за невыдерживания направления взлета, вертолет приблизился к расположенному слева заснеженному склону, что способствовало увеличению интенсивности снежного вихря. Взятием ручки циклического шага командир вертолета начал гасить скорость, а, получив предупреждение второго пилота о близости склона слева, попытался отвернуть от него резкой дачей правой ноги и правым креном. Имея боковое смещение влево, вертолет опущенным рулевым винтом зацепил за склон. Вследствие перемещения вверх по склону в глубоком снежном покрове лопасти рулевого винта полностью разрушились. Лишенный путевого управления вертолет резко развернуло влево с переходом на пикирование. При положении вертолета с углом тангажа -4° и курсом, близким к перпендикулярному относительно склона, лопасти несущего винта ударили о поверхность сопки. От возникших при этом чрезмерных нагрузок разрушились подкосы крепления редуктора ВР-8 и он вместе с втулкой и остатками лопастей несущего винта был выброшен влево от вертолета. При отделении редуктора лопасти несущего винта ударили по силовым установкам и кабине пилотов. В результате КВС Кустов получил смертельную травму головы. Фюзеляж вертолета опустился на снег на склоне с уклоном 40° у подножья склона (превышение относительно места взлета 11-7 метров) на нижнюю часть, в 94 метрах от места взлета. Катастрофа произошла в 01:29 мск (10:29 местного времени). Бортмеханик получил рассечение кожного покрова головы, второй пилот и пассажиры не пострадали.
Общий налет КВС составляет 4354 часа, в том числе на Ми-8 2295 часов, в том числе КВС - 1090 часов.
Фактическая погода на площадке (по заявлению второго пилота и служебных пассажиров): ясно, видимость более 10 км, ветер 220 ° 4-5 м/с, температура -15°С.
|