|
|
|
Катастрофа Ми-8 Магаданского УГА близ а/п Анадырь |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 11 декабря 1982 г.
Время: 13:00
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, Чукотский АО, г. Дионисия, близ а/п Анадырь
Тип ВС: Ми-8
Регистрация ВС: СССР-22198
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Магаданское УГА, Анадырский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 150 летного отряда выполнял транспортно-связной полет по заданию Чукотской нефтегазоразведочной экспедиции по маршруту а/п Анадырь - п.п. Горка - п.п. Р-5 - п.п Горка - а/п Анадырь с целью перевозки людей и грузов. Между посадочными площадками Горка и Р-5 маршрут полета проходит через поворотный пункт землянка Брагина. До землянки Брагина участок полета является МВЛ II категории, далее - внетрассовый полет. Поворотный пункт землянка Брагина определен пунктом выхода (входа) с МВЛ II категории при выполнении внетрассовых полетов в данном районе, а также пунктом обязательных донесений. Данный поворотный пункт установлен с целью обхода горы Дионисия (отметка 572 м). Метеоминимум по трассе МВЛ по ПВП: высота облачности 300 м, видимость 5 км, для внетрассовых полетов: высота облачности 400 м, видимость 8 км, т.е. выше минимума по трассе МВЛ, так как полеты производятся над безориентирной местностью.
Прогноз погоды по маршруту с 01:00 до 05:30 мск предусматривал: полет в ложбине, видимость 8 км, облачность 10 баллов верхняя, средняя, умеренная болтанка, ветер на высоте 500 м 180° 30 км/ч. Район горы Дионисия не входил в радиус действия прогноза погоды, прогноз погоды по району г. Дионисия не составлялся, в связи с чем метеообеспечение полета не соответствовало требованиям п.6.1.8 и 6.4.1 НМО ГА-73.
Взлет в а/п Анадырь (Угольный) произведен в 01:05 мск, взлет с п.п. Горка в 01:53.
В 02:52 произведена посадка на п.п. Р-5, откуда в 03:23 экипаж вылетел на п.п Горка, заняв высоту 400 м. В 03:25 экипаж установил связь с МДП а/п Анадырь. Диспетчер МДП передал штормовое предупреждение по аэропорту Анадырь, предусматривающий усиление ветра и ухудшение видимости до 2 км. В 03:32 диспетчер МДП сообщил экипажу место (115 км с А=205°), определенное по обзорному радиолокатору. После этого он передал смену другому диспетчеру МДП.
С удаления от 90 до 65 км на экране обзорного радиолокатора из-за больших углов закрытия в данном направлении наблюдалось пропадание меток вертолета и следовавшего за ним с интервалом 20 км другого вертолета Ми-8 №22831.
В 03:53, на рубеже передачи, заступивший на смену диспетчер МДП определил удаление вертолета 60 км с А=210°, что соответствовало боковому уклонению от оси маршрута влево 8 км. Сообщив это место экипажу, в нарушение п. 7.1.19 НПП ГА-78, диспетчер не потребовал от него выхода на линию заданного пути и передал управление движением ВС диспетчеру подхода, в нарушение «Технологии работы диспетчера МДП» не информировав его об уклонении экипажа от оси маршрута.
В 03:54 диспетчер подхода передал удаление 48 км с А=220°, условия визуального подхода и давление аэродрома (751 мм рт.ст). В дальнейшем, управляя движением вертолета, диспетчер не потребовал от экипажа, в нарушение п. 7.1.19 НПП ГА-78, исправления пути и выхода на поворотный пункт маршрута землянка Брагина.
После получения в 03:57 разрешения диспетчера на снижение по расчету, экипаж в 03:58:35 занял высоту 300 м. В дальнейшем, продолжая полет в условиях ухудшившейся видимости и понижающейся облачности, над безориентирной заснеженной местностью, не доложив диспетчеру об изменении условий полета, не принимая мер к выходу из района с опасными метеоусловиями, экипаж в нарушение п. 8.5.6, 5.5.12, 5.5.15 НПП ГА-78 производил полет на высоте 300 м. Внезапно увидев перед собой склон отрога горы Дионисия, экипаж принял энергичные меры для предотвращения столкновения (создал правый крен 45° и тангаж до 35°), но предотвратить катастрофическую ситуацию не смог.
В 04:00 мск вертолет столкнулся с заснеженным южным склоном отрога горы Дионисия (крутизна склона 35°) на высоте 370 м и полностью разрушился. Все находившиеся на борту погибли. Обломки были разбросаны на расстоянии 520 м в длину. Место катастрофы расположено в 28 км с А=234° от КТА а/п Анадырь (Угольный) - 64°34’30” СШ, 177°14’30” ВД.
Вертолет обнаружен 12 декабря в 00:19 мск экипажем вертолета Ми-8 №25643.
После столкновения со склоном горы с правым креном 45° и углом тангажа 40° передней и правой опорами шасси, затем задней нижней частью фюзеляжа, вертолет взмыл в воздух. Одновременно перемещаясь вправо и вращаясь вокруг вертикальной оси влево, сделав более двух оборотов, вертолет упал на левый борт и окончательно разрушился.
Фактическая погода в районе горы Дионисия в момент АП была: облачность 3-6 баллов разорванно-слоистая высотой 300-600 м, видимость менее 2 км, в облаках обледенение, ветер 120-130° до 65 км/ч.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
7 |
7 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-8 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-22198 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.05.1971 |
Заводской номер ВС |
2128 |
Наработка ВС (часы) |
8199 |
Наработка ВС (циклы) |
13113 |
Силовая установка |
C96301022 C91211246 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Транспортный |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Магаданское УГА, Анадырский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Анадырь |
Конечный пункт маршрута |
Анадырь |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Прокладка фактической линии пути по данным обзорного и диспетчерского радиолокаторов дает основание считать, что экипаж без согласования с диспетчером принял решение следовать с п.п. Р-5 на п.п. Горка напрямую, без выхода на поворотный пункт землянка Брагина, чем нарушил требования НПП ГА-78. Это подтверждается также тем, что при получении в 03:53 азимута 210° экипаж взял курс 40°, достаточный только для того, чтобы выйти на прямую линию пути от Р-5 до Горки.
По данным метеонаблюдений, район горы Дионисия имеет местные климатические особенности. При сильных восточных ветрах (как в день АП) происходит вынос влажного воздуха с моря и, вследствие орографии, в районе горы образуется разорванно-слоистая облачность. Дежурный синоптик АМСГ, зная об этой особенности, вероятность указанного явления не предусмотрела, так как прогнозировался южный ветер. Прогноз погоды составлен с нарушением п. 6.4.1 НМО ГА-73 и не оправдался.
Выводы: к созданию катастрофической ситуации привела недисциплинированность экипажа, выразившаяся в производстве полета по спрямленному маршруту и продолжение его в условиях, не соответствующих ПВП.
Сопутствующими причинами явились неудовлетворительная организация УВД, выразившаяся в нарушениях определенных НПП ГА-78 и Технологией работы функциональных обязанностей смены диспетчеров УВД, а также погода со сложными метеоусловиями, не предусмотренными прогнозом.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причинами катастрофы явились нарушение командиром вертолета и вторым пилотом требований п. 8.5.6, 5.5.12, 5.5.15 НПП ГА-78, выразившееся в спрямлении маршрута в горной местности, нарушении безопасной высоты, неправильных действиях при попадании в условия, не соответствующие ПВП, а также неудовлетворительное УВД и низкое качество метеообеспечения полетов в а/п Анадырь. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
Фото: Место катастрофы в 2008 г. Автор: Васильев О.Ю. |
|
Фотографии
|
|
|
|