|
|
|
Авария Як-40 Приволжского УГА в а/п Тбилиси |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 02 октября 1978 г.
Страна: СССР
Место происшествия: а/п Тбилиси
Тип ВС: Як-40
Регистрация ВС: CCCP-87544
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Приволжское УГА, Ульяновский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Самолет выполнял регулярный пассажирский рейс Ульяновск-Волгоград-Тбилиси и обратно. Як-40 вылетел из Волгограда в Тбилиси вечером приблизительно в 20:30 местного времени. На борту находилось 26 пассажиров. Полетный вес и центровка не выходили за пределы установленных норм.
В районе а/д Тбилиси, на высоте 2 400 м, вследствие разрушения трубопровода заправки гидробака из-за замерзания конденсата воды произошла утечка гидрожидкости через образовавшиеся в трубопроводе трещины, что привело к отказу основной гидросистемы. Отказ произошел, когда экипаж приступил к снижению на автопилоте. Автопилот автоматически выключился по продольному каналу из-за предельных нагрузок в канале. Стабилизатор остался в полетном положении (0°). Экипаж около часа выполнял полет по схеме аэропорта, вырабатывая топливо и готовясь к вынужденной посадке. Экипаж попытался включить аварийную гидросистему, чтобы выпустить шасси и закрылки, действуя согласно РЛЭ, в котором схема действий была описана неполно. После запуска аварийной насосной станции в течение одной минуты в гидросистеме не создалось рабочее давление и экипаж отказался от попыток ее включения. Экипаж принял решение на вынужденную посадку на ГВПП без выпуска основных опор шасси. РЛЭ в этом случае рекомендовало выпустить переднюю опоры шасси с помощью ручки механического выпуска, хотя посадка на переднюю опору шасси значительно увеличивает пробег по сравнению с посадкой на фюзеляж. После нескольких минут обсуждения КВС принял решение действовать согласно РЛЭ. Передняя опора была выпущена и встала на замок. На предпосадочной прямой двигатели были переведены на малый полетный газ. Выпустить закрылки не было возможности. Скорость превышала допустимую на 20-30 км/ч. По причине малого остатка топлива, ночных условий и горной местности КВС решил не уходить на второй круг и принял решение на посадку. Касание ГВПП носовой опорой шасси произошло на скорости 250 км/ч на расстоянии 1264 м от ее начала. Во время пробега скорость почти не уменьшалась. Попытки коснуться земли хвостовой частью приводили к увеличению угла атаки и отделению самолета. Несколько касаний земли крылом на уменьшение скорости существенно не повлияли. На скорости 165 км/ч самолет выкатился за пределы ГВПП, фактическая длина которой составляет 2090 м вместо в указанной в ИПП а/д Тбилиси длины 2500 м. От удара о бетонный столб ограждения аэропорта левое крыло отделилось от фюзеляжа. Самолет развернуло влево на 90° и он продолжал движение боком. Передняя опора шасси при движении юзом зарывалась в грунт, в результате чего кабину экипажа отломило по 8-му шпангоуту и повернуло на правую сторону. Перескочив через кучи грунта, самолет упал в котлован с высоты 8 м. Фюзеляж разломился в районе аварийного люка. Пилоны боковых двигателей отломились. Пожара не возникло. Все находившиеся на борту (кроме одного пассажира) получили различные травмы, в том числе второй пилот и два пассажира – компрессионный перелом позвоночника.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
4 |
0 |
Пассажиры |
26 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
посадка или пробег |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Як-40 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-87544 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1975 |
Заводской номер ВС |
9530942 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Н5342019 Н5612008 Н5322019 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Приволжское УГА, Ульяновский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Волгоград (Гумрак) |
Пункт назначения |
Тбилиси |
Начальный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
Конечный пункт маршрута |
Тбилиси |
|
Подробные сведения
Действия спасательных служб |
Аварийные службы аэропорта прибыли на место происшествия через 7 минут, т.к. ожидали самолет у места первого касания - в 3 км. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: Причиной аварии самолета является разрушение трубопровода заправки гидробака из-за замерзания в нем конденсата воды. Нарушение герметичности гидромагистрали привело к падению давления наддува в гидробаке, создаваемого двигателями, и послужило причиной отказа аварийной гидросистемы, что является недостатком конструкции в обеспечении автономной работы гидросистемы, что привело к невыпуску основных стоек шасси, закрылков и посадке самолета на фюзеляж.
На основании проведенных расчетов установлено, что посадочная дистанция для самолета Як-40 в данной полетной конфигурации увеличивается до 3000 м. Руководством по летной эксплуатации это не предусмотрено и не могло быть учтено экипажем при расчете на посадку.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
Рекомендация РЛЭ о выпуске передней стойки шасси при посадке с отказом выпуска основных опор шасси была отменена.
В РЛЭ появилось предупреждение о том, что аварийная гидросистема работоспособна только до высоты 2000 м и что время выхода насосной станции на режим 3 минуты.
В РЛЭ добавлена рекомендация о выключении среднего двигателя в полете для уменьшения скорости |
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|