Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Як-40 Приволжского УГА в а/п Тбилиси
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  02 октября 1978 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Тбилиси
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87544
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Ульяновский ОАО
 


Описание
    Самолет выполнял регулярный пассажирский рейс Ульяновск-Волгоград-Тбилиси и обратно. Як-40 вылетел из Волгограда в Тбилиси вечером приблизительно в 20:30 местного времени. На борту находилось 26 пассажиров. Полетный вес и центровка не выходили за пределы установленных норм.
    В районе а/д Тбилиси, на высоте 2 400 м, вследствие разрушения трубопровода заправки гидробака из-за замерзания конденсата воды произошла утечка гидрожидкости через образовавшиеся в трубопроводе трещины, что привело к отказу основной гидросистемы. Отказ произошел, когда экипаж приступил к снижению на автопилоте. Автопилот автоматически выключился по продольному каналу из-за предельных нагрузок в канале. Стабилизатор остался в полетном положении (0°). Экипаж около часа выполнял полет по схеме аэропорта, вырабатывая топливо и готовясь к вынужденной посадке. Экипаж попытался включить аварийную гидросистему, чтобы выпустить шасси и закрылки, действуя согласно РЛЭ, в котором схема действий была описана неполно. После запуска аварийной насосной станции в течение одной минуты в гидросистеме не создалось рабочее давление и экипаж отказался от попыток ее включения. Экипаж принял решение на вынужденную посадку на ГВПП без выпуска основных опор шасси. РЛЭ в этом случае рекомендовало выпустить переднюю опоры шасси с помощью ручки механического выпуска, хотя посадка на переднюю опору шасси значительно увеличивает пробег по сравнению с посадкой на фюзеляж. После нескольких минут обсуждения КВС принял решение действовать согласно РЛЭ. Передняя опора была выпущена и встала на замок. На предпосадочной прямой двигатели были переведены на малый полетный газ. Выпустить закрылки не было возможности. Скорость превышала допустимую на 20-30 км/ч. По причине малого остатка топлива, ночных условий и горной местности КВС решил не уходить на второй круг и принял решение на посадку. Касание ГВПП носовой опорой шасси произошло на скорости 250 км/ч на расстоянии 1264 м от ее начала. Во время пробега скорость почти не уменьшалась. Попытки коснуться земли хвостовой частью приводили к увеличению угла атаки и отделению самолета. Несколько касаний земли крылом на уменьшение скорости существенно не повлияли. На скорости 165 км/ч самолет выкатился за пределы ГВПП, фактическая длина которой составляет 2090 м вместо в указанной в ИПП а/д Тбилиси длины 2500 м. От удара о бетонный столб ограждения аэропорта левое крыло отделилось от фюзеляжа. Самолет развернуло влево на 90° и он продолжал движение боком. Передняя опора шасси при движении юзом зарывалась в грунт, в результате чего кабину экипажа отломило по 8-му шпангоуту и повернуло на правую сторону. Перескочив через кучи грунта, самолет упал в котлован с высоты 8 м. Фюзеляж разломился в районе аварийного люка. Пилоны боковых двигателей отломились. Пожара не возникло. Все находившиеся на борту (кроме одного пассажира) получили различные травмы, в том числе второй пилот и два пассажира – компрессионный перелом позвоночника.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 26 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета посадка или пробег
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87544
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1975
Заводской номер ВС 9530942
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка Н5342019 Н5612008 Н5322019


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Ульяновский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Волгоград (Гумрак)
Пункт назначения Тбилиси
Начальный пункт маршрута Ульяновск (Баратаевка)
Конечный пункт маршрута Тбилиси


Подробные сведения

Действия спасательных служб     Аварийные службы аэропорта прибыли на место происшествия через 7 минут, т.к. ожидали самолет у места первого касания - в 3 км.
Выводы комиссии, расследовавшей АП      Заключение: Причиной аварии самолета является разрушение трубопровода заправки гидробака из-за замерзания в нем конденсата воды. Нарушение герметичности гидромагистрали привело к падению давления наддува в гидробаке, создаваемого двигателями, и послужило причиной отказа аварийной гидросистемы, что является недостатком конструкции в обеспечении автономной работы гидросистемы, что привело к невыпуску основных стоек шасси, закрылков и посадке самолета на фюзеляж.
    На основании проведенных расчетов установлено, что посадочная дистанция для самолета Як-40 в данной полетной конфигурации увеличивается до 3000 м. Руководством по летной эксплуатации это не предусмотрено и не могло быть учтено экипажем при расчете на посадку.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Рекомендация РЛЭ о выпуске передней стойки шасси при посадке с отказом выпуска основных опор шасси была отменена.
    В РЛЭ появилось предупреждение о том, что аварийная гидросистема работоспособна только до высоты 2000 м и что время выхода насосной станции на режим 3 минуты.
    В РЛЭ добавлена рекомендация о выключении среднего двигателя в полете для уменьшения скорости
Источники информации


Фотографии

   






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.