|
|
|
Катастрофа Ту-104А Дальневосточного УГА в районе а/п Алма-Ата |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 13 января 1977 г.
Время: 18:14
Страна: СССР
Место происшествия: Казахская ССР, близ а/п Алма-Ата
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: CCCP-42369
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО
Рейс: 3843
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 202 летного отряда произвел взлет в а/п Новосибирск в 13:19 мск (17:19 мест. вр.) и занял эшелон 8 400 м. В 14:41 экипаж установил связь с диспетчером а/п Алма-Ата и получил условия снижения и захода на посадку курсом 230°. На удалении 107 км от аэропорта экипаж занял эшелон 4 800 м и перешел на связь с диспетчером подхода, который разрешил дальнейшее снижение и заход на посадку с прямой. На удалении 40 км от аэропорта и эшелоне 2 100 м экипаж установил связь с диспетчером круга и занял высоту 500 м по давлению 706 мм рт.ст. Заход на посадку производился по ОСП с контролем по посадочному радиолокатору. В 15:12 экипаж доложил диспетчеру посадки: «Высота 500 с курсом 230» и получил: «удаление 16, правее курса 400 м». Фактическое боковое уклонение составляло 1 600 м. Дальнейший полет проходил правее курса 1 500 м, несмотря на неоднократную информацию диспетчера о наличии бокового уклонения. На команду «удаление 9, выходите на линию пути» экипаж ответил: «понял, доворачиваю». На удалении 8 км экипаж доложил: «Заходим на одном двигателе, отказал левый двигатель». На удалении 6 км самолет находился на глиссаде правее курса 400 м, затем начал быстро приближаться к линии курса, на удалении 4 800 м пересек ее, продолжая уклоняться влево. В 15:14:32 экипаж произнес два непонятных слова. Это была последняя связь. На последующие вызовы экипаж не отвечал. Самолет был обнаружен в 3 280 м от торца ВПП 23 и в 480 м левее ее оси (43°22’35” СШ, 77°06’10” ВД) на ровном, покрытом снегом поле (превышение над уровнем аэродрома 8 м) Катастрофа произошла в 15:14:35 мск (18:14 мест. вр.) в сумерках за 11 минут до наступления темноты.
Фактическая погода на момент происшествия: ясно, дымка, дым, видимость 1 850 м (соответствовала минимуму КВС). Столкновение с землей произошло под углом 28°, без крена, на скорости 150-190 км/ч с разворотом на 200-210° по отношению к оси ВПП. Фюзеляж переломился на две части по 45 шпангоуту. Передняя часть фюзеляжа углубилась в землю на 2 м и полностью разрушилась по 44 шпангоут и сгорела вместе с плоскостями. Хвостовая часть фюзеляжа с оперением была отброшена назад на 18 м и не горела.
Очевидцы видели пожар в районе левого двигателя с удаления 15 км от ВПП. Перед падением самолет перешел в набор высоты, затем опустил нос и свалился, взорвавшись при столкновении с землей.
Судебно-медицинская экспертиза показала, что в полете пассажиры были подвергнуты воздействию угарного газа.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
82 |
82 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104А |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-42369 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.10.1958 |
Заводской номер ВС |
86601203 |
Наработка ВС (часы) |
27189 |
Наработка ВС (циклы) |
12819 |
Силовая установка |
А 5220066 А 5140192 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
3843 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Новосибирск (Толмачево) |
Пункт назначения |
Алма-Ата |
Начальный пункт маршрута |
Хабаровск |
Конечный пункт маршрута |
Алма-Ата |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Комиссией установлено, что на завершающем этапе полета в районе левой силовой установки возник пожар. Экипаж информации о пожаре не имел – сигнал «пожар» на ленте МСРП-12-96 отсутствует. Это также подтверждается тем, что экипаж не сделал доклад о пожаре и систему пожаротушения не применял. По заключению экспертизы, наружная обшивка фюзеляжа подвергалась воздействию огня в течение 10-15 минут. Медленное падение оборотов левого двигателя началось в процессе довыпуска закрылков на 35° на удалении 12,5 км от торца ВПП (за 82 сек. до конца записи на ленте МСРП-12). За 60 сек. до конца записи на ленте начала фиксироваться вибрация. Экипаж обнаружил ненормальность работы левой силовой установки и приступил к уборке закрылков до 20°. За 30 сек. до конца записи экипаж доложил об отказе диспетчеру и через 6 сек. выключил двигатель резким перемещением РУД на «стоп» и увеличил обороты правого двигателя. Запись прекратилась за 20 сек. до столкновения с землей на удалении 4,4 км от торца ВПП в правом крене 16° на скорости 319 км/ч. На удалении 3,5 км от ВПП, через 3-6 сек. после прекращения записи МСРП-12, самолет резко перешел на набор высоты, взмыв со 195 м до 285 м, с последующим сваливанием на закритических углах атаки и столкновением с землей с курсом 5°. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причиной катастрофы явился пожар, возникший на самолете в воздухе в районе левой силовой установки из-за течи топлива вследствие разрушения топливного трубопровода в техническом отсеке агрегатов на участке от подкачивающего топливного насоса до пожарного крана. Предположительная причина разрушения топливного трубопровода – от нагрева горячим воздухом из трубопровода, идущего на наддув кабины, в результате его разрушения или нарушения герметичности соединений. Следствием пожара явилось нарушение управляемости самолетом, отравление экипажа угарным газом и создание задней центровки в результате возможного перемещения пассажиров в результате паники. Источником выделения угарного газа стали теплоизоляционные материалы фюзеляжа самолета при воздействии на них высокой температуры с наружной стороны обшивки. Точную причину сваливания установить не удалось из-за прекращения записи МСРП-12.
По заключению ГосНИИ ГА сохранившиеся части тяг управления имеют признаки разрушения в нагретом состоянии до температуры 300-500°С, что указывает на возможность прогара этих тяг в полете. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
Фотографии
|
|
|
|