Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ка-32С Ленинградского УГА в Ленинградской области
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  27 марта 1991 г.
Время:  15:24
Страна:  СССР
Место происшествия:  Ленинградская область, Тосненский район, близ дер. Бабино
Тип ВС:  Ка-32С
Регистрация ВС:  СССР-31023
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
 


Описание
    Экипаж выполнял полет к месту работ по маршруту Мурманск-Петрозаводск-Новгород-Великие Луки-Витебск-Могилев. На борту находились два авиатехника, багаж и служебный груз массой 440 кг. Взлет в Петрозаводске произведен в 13 часов 59 минут. Полет проходил на высоте 500 м со средней приборной скоростью 210-220 км/ч. Нижняя граница облаков составляла 600-800 м, видимость более 10 км. В 15 часов 23 минуты возникла нарастающая вибрация, а через 5-10 секунд экипажем был услышан хлопок с появлением шума в районе двигателей и редуктора. Управление взял на себя проверяющий. Появление тряски и шума экипаж связал с возможной аналогичной неисправностью, приведшей к катастрофе вертолета Ка-32 СССР-31026 17 августа 1990 г., и принял решение о выполнении вынужденной посадки на край заснеженного поля по курсу полета. В 15.23.14 вертолет был переведен на снижение. Экипаж уменьшил общий шаг и вертолет был переведен на режим самовращения несущих винтов. Вибрация несколько уменьшилась.
    Снижение и заход на посадку выполнялись по приборам при попутно-боковом ветре справа до 5-6 м/с. Было решено выполнять посадку с пробегом, чтобы уменьшить нагрузку на конструкцию вертолета из опасений ее разрушения. На высоте 30 м при подготовке к приземлению проверяющий увидел овраг шириной 5-6 м, расположенный перпендикулярно курсу снижения. С целью его перелета были приняты меры к снижению темпа гашения поступательной скорости и увеличения общего шага несущих винтов до 5-6 градусов. Приземление произошло сразу за оврагом на удалении 15 м от его края с поступательной скоростью около 60 км/ч и углом тангажа на кабрирование 20 градусов. Поднявшийся снежный вихрь сильно ухудшил видимость и затруднил дальнейшие действия экипажа. На расстоянии 15 м от места приземления находилась асфальтированная автодорога. Экипаж предпринял действия для остановки вертолета на полотне дороги, но из-за малого расстояния до нее сделать этого не удалось. Вертолет пересек автодорогу под небольшим углом и левой основной стойкой шасси столкнулся с металлическим столбом дорожного знака. Вертолет развернуло к центру дороги. Правые колеса оказались на асфальте, а левые на грунтовой обочине дороги. Они стали проваливаться в мягкий песчаный грунт. Вертолет, сползая по откосу насыпи высотой 1,5-2 м, опрокинулся на левый борт и получил значительные повреждения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники, ошибка при техническом обслуживании
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32С
Регистрационный номер (id) ВС СССР-31023
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1989
Заводской номер ВС 6007
Наработка ВС (часы) 797
Наработка ВС (циклы) 734
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Ленинградское УГА, Мурманский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Петрозаводск
Пункт назначения Новгород
Начальный пункт маршрута Мурманск
Конечный пункт маршрута Могилев


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила, что на одной из лопастей несущего винта в условиях эксплуатации проводился ремонт с заменой хвостовой секции №12. Склейка нижней обшивки с лонжероном была выполнена неудовлетворительно, что стало причиной ее отрыва в полете. Нарушение балансировки лопастей вызвало возникновение вибрации вертолета.
    Факторы, оказавшие влияние на исход полета:
    - появление тряски и постороннего шума в районе силовой установки
    - позднее обнаружение препятствия (оврага) в расчетном месте посадки из-за свежего снежного покрова, скрадывающего рельеф местности, что привело к необходимости совершать посадку с избыточной поступательной скоростью 60 км/ч вместо 20-30 км/ч с последующим выкатыванием за пределы выбранного для посадки участка.
    - отсутствие надежного контакта с земной поверхностью в связи с наличием снежного вихря.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной происшествия явилось выполнение экипажем вынужденной посадки в усложненных условиях (повышенной вибрации) на непригодную площадку. Необходимость в вынужденной посадке была вызвана появлением вибрации из-за разрушения хвостовой секции №12 лопасти нижнего несущего винта в результате ее некачественного восстановительного ремонта представителем Кумертауского АПО в условиях Мурманского ОАО.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации


Фотографии

 






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.