Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Камчатавиа в Козыревске
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  08 февраля 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатская область, Козыревск
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24402
Авиакомпания:  Камчатские авиалинии
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно - связной полет по доставке пассажиров и груза по маршруту населенный пункт (н.п.) Коряки - п.п. Козыревск - н.п. Ивашка. Из-за неблагоприятных метеоусловий по маршруту полета и в пунктах посадки рейс дважды отменялся. 8 февраля 1998 года после получения по телефону информации об улучшении метеоусловий в пункте назначения КВС принял решение на вылет, нарушив тем самым требование приказа начальника Камчатского РУ ФАС, в соответствии с которым выполнение полетов в воскресные дни разрешается (обеспечивается) только по срочным санзаданиям и аварийно - спасательным работам. В связи с воскресным днем информация о фактических метеоусловиях п.п. Козыревск передавалась не ежечасно, а через каждые 3 часа. В соответствии с прогнозом по району 3, в пределах которого проходил маршрут полета, предусматривалась сплошная облачность с нижней границей 800 м при дальности видимости 10 км, а в отдельных квадратах этого района видимость 3 км, сплошная кучево - дождевая облачность с нижней границей 300 м. С учетом рельефа местности прогнозируемые метеоусловия не соответствовали правилам принятия решения на выполнения визуального полета. Сведениями о фактическом состоянии п.п. Козыревск экипаж не располагал, поскольку передача информации о годности площадки не предусмотрена. При наличии нелетного прогноза погоды по маршруту, о котором экипаж предупреждался диспетчером МДП, КВС в нарушение требований пункта 4.4.21 НПП ГА-85 принял решение на вылет с разведкой погоды с четырнадцатью пассажирами на борту. Перед прибытием экипажа на борт ВС вертолет был подготовлен к полету и заправлен топливом в количестве 2200 л (1700 кг). В нарушение требований пунктов 3.1.8 и 3.2.3 РЛЭ Ми-8 и Инструкции N бб/И "заказчик" без контроля со стороны членов экипажа загрузил в вертолет 957 кг груза и 466 кг багажа. В соответствии с расчетом взлетная масса составляла 11975 кг, центровка +135 мм, что позволяло произвести взлет в зоне влияния воздушной подушки. Через 1,5 часа полета, при подлете к п.п. Козыревск, КВС получил по УКВ-связи информацию о наличии на площадке свежевыпавшего снега толщиной до 15 см. Посадочная масса вертолета к моменту выполнения промежуточной посадки составляла примерно 10900 кг, что позволяло выполнить висение и маневрирование вне зоны влияния воздушной подушки. По данным радиообмена в экипаже, при выполнении зависания возник интенсивный снежный вихрь. В процессе стоянки вертолет был дозаправлен топливом в количестве 1200 литров, при этом общая заправка по показаниям членов экипажа составила 1900 л. Дополнительная загрузка (разгрузка) вертолета не производилась. Общая масса вертолета составила 11780 кг, центровка +135 мм, что не превышало эксплуатационных ограничений. Решение выполнить взлет по-вертолетному в зоне влияния воздушной подушки в условиях возможного образования снежного вихря с данной полетной массой было принято КВС в нарушение требований пунктов 7.7.14, 7.7.15 и 7.7.17 НПП ГА-85 и раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8. Согласно номограмме указания от 29.12.82 N 781/У для условий взлета в Козыревске (t = -5 град. C, тихо) взлетная масса вертолета не должна была превышать 11150 кг, что позволяло маневрировать в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки. Результаты опроса членов экипажа и анализа параметрической информации свидетельствуют, что после завершения запуска двигателей командир ВС в течение 10 минут выполнил несколько зависаний и перемещений на высоте 2 - 3 метра для раздувания снега. Выполнению посадок предшествовало создание больших углов тангажа на кабрирование, что свидетельствовало о несоразмерном отклонении КВС ручки управления в положение "на себя". Завершив раздувку снега, КВС принял решение о выполнении взлета и после отрыва от земли перевел ВС в разгон скорости, при этом допустив потерю оборотов НВ. При достижении скорости примерно 10 км/ч вертолет вошел в зону наибольшей плотности снежного вихря. Высота полета при этом не превышала 1,75 м, а обороты НВ уменьшились до 91%. Потеряв пространственную ориентировку, КВС принял решение на прекращение взлета, некоординированно энергично отклонив при этом ручку управления на себя, что привело к увеличению угла тангажа до 16 град. на кабрирование и, как следствие, к касанию земли хвостовой пятой, а затем и лопастями рулевого винта. Возник кренящий момент вправо, сопровождавшийся увеличением угла крена до 22 - 25 градусов, при котором лопасти НВ разрушились в результате удара о поверхность земли. При опрокидывании вертолета на правый борт возникли нерасчетные нагрузки, вызвавшие смещение главного редуктора и деформацию кинематической цепи редуктор - левый двигатель. Элементы разрушившейся свободной турбины попали в грузопассажирский салон и нанесли одной из пассажирок несовместимые с жизнью тяжелые телесные повреждения.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 15 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24402
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1986
Заводской номер ВС 98625131
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Камчатские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24402 явилась следствием потери командиром ВС пространственной ориентировки в условиях образования снежного вихря при выполнении взлета с неподготовленной площадки с полетной массой, не позволявшей маневрировать вне зоны влияния воздушной подушки, нарушения командиром ВС требований пунктов 7.7.14, 7.7.15, 7.7.17 НПП ГА-85, раздела 4.9 РЛЭ вертолета Ми-8 и ошибок в технике пилотирования, выразившихся в создании больших положительных значений угла тангажа на малой высоте при реализации решения на прекращение взлета, что привело к разрушению рулевого и несущего винтов в результате столкновения с землей, потере управляемости и опрокидыванию вертолета на правый борт с разрушением трансмиссии и силовой установки вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     Вертолет впоследствии восстановлен.
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.