|
|
|
Авария Ту-104 ЛУТЦ ГВФ в районе а/д Саваслейка |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: авария
Дата: 19 февраля 1958 г.
Время: 22:47
Страна: СССР
Место происшествия: Горьковская область, Кулебакский район, 1,5 км от а/д Саваслейка
Тип ВС: Ту-104
Регистрация ВС: СССР-Л5414
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Летный учебно-тренировочный центр ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж Летного учебно-тренировочного центра ГВФ в составе начальника ЛУТЦ (проверяющего), командира-корабля-инструктора, штурмана-инструктора, штурмана-стажера, бортрадиста и бортмеханика выполнял учебно-тренировочный полет по маршруту Новосибирск – Свердловск – Москва. Погода по маршруту полета и пункут посадки а/п Внуково благоприятствовала полету. При пролете Казани в 20:54 экипаж доложил в РДС Внуково, что самолет следует на высоте 9000 м со скоростью 690 км/ч, горючего на борту 10000 литров, хотя фактически его было 11000 литров. Такой запас горючего вполне обеспечивал безопасный полет и посадку с достаточным его остатком.
В 21:13, при подходе самолета к п. Суроватиха экипаж передал в РДС Внуково: «ГСМ 8000 литров, если можете, дайте запасной, ГСМ в обрез». Не проанализировав этот необоснованный доклад экипажа, диспетчер РДС Внуково решил направить самолет на запасной а/д Дягилево. Получив приказ следовать в Дягилево, экипаж в 21:16, не долетая до Суроватихи 25 км, взял курс 235° и через 9 минут полета с этим курсом установил связь с КДП Дягилево, сообщив расчетное время прибытия 21:40.
Руководитель полетов а/п Дягилево в 21:28 дал экипажу команду снижаться до 4000 м, затем до 1200 м с целью вывода самолета на посадку с прямой, так как посадочный курс почти совпадал с курсом следования самолета на аэродром. По истечении расчетного времени прибытия экипаж, несмотря на ясную погоду, аэродром не обнаружил и в дальнейшем потерял ориентировку.
В 22:02 экипаж взял курс 270° с набором высоты 3300 м и стал запрашивать, кто его видит в воздухе. Горючего на борту в это время оставалось 4000 литров.
В 22:15 РДС Внуково сообщила экипажу местонахождение самолета и дала указание связаться с диспетчером вспомогательного радиолокатора «Владимир», который в последующем и вывел самолет на а/п Саваслейка. В процессе выполнения четвертого разворота для захода на посадку на высоте 400 м сначала левый, затем правый двигатель остановились из-за полной выработки топлива и экипаж был вынужден произвести посадку на лес между ДПРС и БПРС, в 1500 м до начала ВПП. Для благополучной посадки на аэродроме топлива не хватило всего на 18 секунд полета.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
6 |
0 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
авария |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ту-104 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-Л5414 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
11.05.1956 |
Заводской номер ВС |
6350003 |
Наработка ВС (часы) |
|
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Летный учебно-тренировочный центр ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Свердловск (Кольцово) |
Пункт назначения |
Москва (Внуково) |
Начальный пункт маршрута |
Новосибирск |
Конечный пункт маршрута |
Москва (Внуково) |
|
Подробные сведения
Описание последствий АП |
Самолет был восстановлен и совершил перелет из Саваслейки во Внуково. В дальнейшем было принято решение на пассажирские рейсы его не ставить, а сделать экспонатом ВДНХ. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Причинами аварии являются неудовлетворительная подготовка экипажа к полету, что привело к потере ориентировки, а также отсутствие должного контроля за полетом самолета со стороны РДС Внуково.
Расчет полета от Новосибирска до Москвы, расчет расхода горючего экипажем производились по прогнозу ветра на участке маршрута Новосибирск – Свердловск, без учета данных участка Свердловск – Москва. Вследствие неправильного учета встречного ветра (170 км/ч на втором участке полета) и отсутствия контроля за выполнением полета со стороны проверяющего и командира корабля самолет в полете от Суроватихи до Дягилево на расстоянии в 300 км отклонился в сторону на 105 км, что в дальнейшем и привело к потере ориентировки. Руководитель полетов а/п Внуково и РДС Внуково не дали конкретных, четких указаний о курсе следования на запасной аэродром и, по существу, не оказали помощи экипажу. Только благодаря инициативе и настойчивости диспетчера вспомогательного радиолокатора «Владимир», взявшего на себя дальнейшее руководство полетом самолета и сообщившего экипажу местонахождение и курс следования, самолет был выведен на а/д Саваслейка. От Суроватихи до места происшествия полет занял 1 час 31 минуту. При правильном руководстве для полета во Внуково потребовалось бы 43 минуты.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|