Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ту-104 ЛУТЦ ГВФ в районе а/д Саваслейка
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  19 февраля 1958 г.
Время:  22:47
Страна:  СССР
Место происшествия:  Горьковская область, Кулебакский район, 1,5 км от а/д Саваслейка
Тип ВС:  Ту-104
Регистрация ВС:  СССР-Л5414
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Летный учебно-тренировочный центр ГВФ
 


Описание
    Экипаж Летного учебно-тренировочного центра ГВФ в составе начальника ЛУТЦ (проверяющего), командира-корабля-инструктора, штурмана-инструктора, штурмана-стажера, бортрадиста и бортмеханика выполнял учебно-тренировочный полет по маршруту Новосибирск – Свердловск – Москва. Погода по маршруту полета и пункут посадки а/п Внуково благоприятствовала полету. При пролете Казани в 20:54 экипаж доложил в РДС Внуково, что самолет следует на высоте 9000 м со скоростью 690 км/ч, горючего на борту 10000 литров, хотя фактически его было 11000 литров. Такой запас горючего вполне обеспечивал безопасный полет и посадку с достаточным его остатком.
    В 21:13, при подходе самолета к п. Суроватиха экипаж передал в РДС Внуково: «ГСМ 8000 литров, если можете, дайте запасной, ГСМ в обрез». Не проанализировав этот необоснованный доклад экипажа, диспетчер РДС Внуково решил направить самолет на запасной а/д Дягилево. Получив приказ следовать в Дягилево, экипаж в 21:16, не долетая до Суроватихи 25 км, взял курс 235° и через 9 минут полета с этим курсом установил связь с КДП Дягилево, сообщив расчетное время прибытия 21:40.
    Руководитель полетов а/п Дягилево в 21:28 дал экипажу команду снижаться до 4000 м, затем до 1200 м с целью вывода самолета на посадку с прямой, так как посадочный курс почти совпадал с курсом следования самолета на аэродром. По истечении расчетного времени прибытия экипаж, несмотря на ясную погоду, аэродром не обнаружил и в дальнейшем потерял ориентировку.
    В 22:02 экипаж взял курс 270° с набором высоты 3300 м и стал запрашивать, кто его видит в воздухе. Горючего на борту в это время оставалось 4000 литров.
    В 22:15 РДС Внуково сообщила экипажу местонахождение самолета и дала указание связаться с диспетчером вспомогательного радиолокатора «Владимир», который в последующем и вывел самолет на а/п Саваслейка. В процессе выполнения четвертого разворота для захода на посадку на высоте 400 м сначала левый, затем правый двигатель остановились из-за полной выработки топлива и экипаж был вынужден произвести посадку на лес между ДПРС и БПРС, в 1500 м до начала ВПП. Для благополучной посадки на аэродроме топлива не хватило всего на 18 секунд полета.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 6 0
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-104
Регистрационный номер (id) ВС СССР-Л5414
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 11.05.1956
Заводской номер ВС 6350003
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Тренировочный (учебно-тренировочный)
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Летный учебно-тренировочный центр ГВФ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Москва (Внуково)
Начальный пункт маршрута Новосибирск
Конечный пункт маршрута Москва (Внуково)


Подробные сведения

Описание последствий АП     Самолет был восстановлен и совершил перелет из Саваслейки во Внуково. В дальнейшем было принято решение на пассажирские рейсы его не ставить, а сделать экспонатом ВДНХ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами аварии являются неудовлетворительная подготовка экипажа к полету, что привело к потере ориентировки, а также отсутствие должного контроля за полетом самолета со стороны РДС Внуково.
    Расчет полета от Новосибирска до Москвы, расчет расхода горючего экипажем производились по прогнозу ветра на участке маршрута Новосибирск – Свердловск, без учета данных участка Свердловск – Москва. Вследствие неправильного учета встречного ветра (170 км/ч на втором участке полета) и отсутствия контроля за выполнением полета со стороны проверяющего и командира корабля самолет в полете от Суроватихи до Дягилево на расстоянии в 300 км отклонился в сторону на 105 км, что в дальнейшем и привело к потере ориентировки. Руководитель полетов а/п Внуково и РДС Внуково не дали конкретных, четких указаний о курсе следования на запасной аэродром и, по существу, не оказали помощи экипажу. Только благодаря инициативе и настойчивости диспетчера вспомогательного радиолокатора «Владимир», взявшего на себя дальнейшее руководство полетом самолета и сообщившего экипажу местонахождение и курс следования, самолет был выведен на а/д Саваслейка. От Суроватихи до места происшествия полет занял 1 час 31 минуту. При правильном руководстве для полета во Внуково потребовалось бы 43 минуты.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2018, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.