Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ми-8Т а/к Кречет близ Соболево (Камчатка)
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  16 марта 1999 г.
Время:  18:40
Страна:  Россия
Место происшествия:  Камчатская область, 10 км южнее Соболево
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-93932
Авиакомпания:  Кречет
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно связной полет по маршруту: площадка Излучина - площадка Коряки - площадка Соболево (1,5 км от аэродрома Соболево) - река Брюмка - участок переработки газа (УПГ) -площадка Соболево - площадка Излучина (из района авиационных работ №4 в район №1 и обратно) с целью перевозки служебных пассажиров (вахтовых рабочих).
   
    При полете по маршруту площадка Излучина - площадка Соболево и в районе аэродрома Соболево экипаж вертолета наблюдал снежные заряды, о чем докладывал диспетчеру УВД.
    В 6 часов 10 минут (время UТС) экипаж вертолета произвел взлет с площадки Соболево для полета на площадку Коряки. На борту находилось 23 пассажира, хотя вертолет был укомплектован лишь 14-ю сидениями, оборудованными привязными ремнями.
    В нарушение п.4.3.7 РЛЭ Ми-8 при взлете с площадки Соболево экипаж не установил задатчик опасной высоты.
    После взлета экипаж вертолета запросил высоту полета 900 метров (безопасная высота полета на участке Соболево - Коряки 880 метров), на что получил разрешение диспетчера УВД. Однако ввиду ухудшения метеоусловий набрал лишь высоту 220 метров. В дальнейшем полет выполнялся со снижением 0,5 м/с до высоты 150 метров. Через 3-4 минуты после взлета была включена ПОС двигателей и предпринята попытка набрать высоту 175 метров, однако через две минуты после этого экипаж продолжил снижение с увеличением вертикальной скорое 1 и до 2 м/с.
    Встретив погодные условия не соответствующие требованиям для полетов по ПВП, КВС в нарушение п.5.3.11 и 7.7.19 НПП ГА-85 продолжил полет но маршруту. При этом в нарушение п.5.7.1 НПП ГА-85 полет продолжался на высоте менее безопасной с постоянным снижением.
    Через 6 минут полета экипаж полностью потерял визуальный контакт с землей и принял запоздалое решение на возвращение. Высота полета при этом составляла 50 метров. Контроль за высотой полета членами экипажа не осуществлялся, а ввиду того, что не был установлен задатчик радиовысотомера, сигнализация о снижении ниже заданной опасной высоты отсутствовала.
    В 6 часов 18 минут КВС энергично, со скоростью 5 град/сек, перевел вертолет в правый крен с опусканием носовой части фюзеляжа при высоте менее 50 метров. Разворот сопровождался значительным скольжением, крен достигал 30°, тангаж увеличился более 20° на пикирование. Расследование катастрофы показало, что такая манера выполнения разворотов была характерна для этого КВС. Данный недостаток по результатам анализа средств объективного контроля командно-летным составом АТК "Кречет" своевременно выявлен и устранен не был.
    Через 18 секунд после начала разворота вертолет на скорости 138 км/ч, с тангажом на пикирование 25° н правым креном около 26° столкнулся с заснеженной поверхностью земли. В результате авиационного происшествия все члены экипажа и 18 пассажиров погибли, четверо получили серьезные и один незначительные телесные повреждения. Комиссией по расследованию было установлено, что пассажиры вертолета привязными ремнями в полете не пользовались.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 23 18
На земле   0
Всего погибших 21


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа, погодные условия
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-93932
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1974
Заводской номер ВС 9744407
Наработка ВС (часы) 3059
Наработка ВС (циклы) 4826
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Кречет
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Соболево
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Соболево
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Действия спасательных служб     Двум наименее пострадавшим пассажирам удалось развести костер, который был замечен с борта поисково-спасательного вертолета. Пострадавшие, проведшие на морозе около 6 часов, были эвакуированы. Двое из них впоследствии скончались от травм.
    Поисково-спасательные работы после катастрофы вертолета были организованы неудовлетворительно. После невыхода вертолета Ми-8Т RА-93932 на связь по истечении расчетного времени прохождения пункта обязательного доклада диспетчер МДП ГП "Камчатаэроконтроль" в нарушение п.1.7 "Правил фразеологии радиообмена" не запросил его местоположение. Сигнал "тревога" был объявлен с опозданием на 27 минут от нормативного времени, определенного п.п.2.2 НПП ГА-85.
    В 7 часов 57 минут на поиск вылетел неподготовленный к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ дежурный вертолет Ми-8, на борту которого отсутствовала группа спасателей, наблюдатели и медики. Вертолет не был укомплектован всем необходимым оборудованием.
Выявленные при расследовании недостатки      При подготовке и выполнении данного полета были допущены многочисленные нарушения основополагающих руководящих документов.
    Второй пилот не был заявлен в Свидетельстве эксплуатанта АТК "Кречет" и не был застрахован в установленном порядке. Трудовой договор, по которому второй пилот работал и АТК "Кречет", закончился 15.03.99г.
    Предполетная подготовка проводилась под руководством КВС на вертолетной площадке "Излучина" (4,3 км от аэродрома Петропавловск-Камчатский), принадлежащей АТК "Кречет", при этом штурманский контроль экипажа не проводился, принятие решения на вылет не фиксировалось. Задание на полет (обнаруженное на месте происшествия) было оформлено с нарушениями - не было пронумеровано, не содержало информацию о бортовом номере вертолета, маршруте полета и цели полога, минимуме КВС, весе и центровке ВС. Следует отметить, что аналогичные недостатки уже отмечались при расследовании катастрофы вертолета Ми-2 RА-15685 АТК "Кречет", происшедшей 2.09.98г.. Руководством авиакомпании и Камчатским МТУ ФСВТ России соответствующие меры приняты не были, что повлекло за собой повторение нарушений экипажем вертолета Ми-8Т RА-93932.
    Согласно коррективу к прогнозу погоды по району Соболеве на период выполнения полета предусматривались: видимость 5000 метров, ливневой снег, значительная кучево-дождевая облачность с высотой нижней кромки 300 метров, временами видимость 1000 метров, ливневой снег, значительная кучево-дождевая облачность высотой 90 метров. При этом в коррективе к прогнозу по району авиационных работ № 1, в котором находился населенный пункт Соболево, ухудшения видимости в ливневом снеге до 1000 метров не предусматривалось.
    Фактическая погода аэропорта Соболеве при принятии решения на вылет: видимость 1000 метров, ливневой снег, сплошная кучево-дождевая облачность с высотой нижней кромки 90 метров.
    Решение на вылет КВС принимал по ПВП, руководствуясь только прогнозами погоды по району № 1 и № 4 без учета прогноза по аэродрому Соболево и корректива к нему.
    Имея нелетный прогноз погоды и его корректив по району аэропорта Соболево, который к этому времени уже закрылся из-за снега на ВПП, КВС (допущенный к полетам по ПВП 200х3000) принял решение на вылет, нарушив при этом требования п.5.5.12.3 НПП ГА-85. Нарушение требований НПП ГА-85 при принятии решения на вылет командно-летным составом авиакомпании "Кречет" и диспетчерами службы УВД предотвращены не были. Аналогичный недостаток отмечался по материалам расследования катастрофы вертолета Ми-2 КА-15685 авиакомпании "Кречет", происшедшей 2.09.98г..
    В ходе расследования авиационного происшествия был вскрыт ряд нарушений, допущенных экипажем при выполнении полета по маршруту Излучина - Коряки - площадка Соболево - река Брюмка - участок переработки газа - площадка Соболево:
    - допускались отклонения в технике пилотирования (при разгоне скорости на высоте полета менее 100 метров крены 16-25°, изменение тангажа от -2,5° до -12°, от 1° до -17,3°), а также в эксплуатации противообледенительной системы (одновременное включение ПОС двигателей);
    - при загрузке вертолета на посадочных площадках представителем "заказчика" не были предоставлены экипажу перевозочные документы на пассажиров и груз, как этого требует Инструкция МГА от 1.12.86г. №66/И;
    - экипаж самолета самоустранился от контроля за загрузкой, что является нарушением требований п. 2.4.2 и 2.4.6 НПП ГА-85;
    - в нарушение требований п.п. 9.7.2.1, 9.7.2.2 и 9.7.2.4 РЛЭ вертолета Ми-8 карта контрольных проверок перед запуском, после запуска и перед взлетом экипажем в полном объеме не выполнялась;
    - при заходе на посадку на площадку "Коряки" в нарушение требований п.9.7.2.6 и 9.7.2.4 РЛЭ Ми-8 и "Технологии работы экипажа Ми-8" контрольная карта, в части осмотра посадочной площадки, экипажем не выполнялась;
    - после запуска двигателей на площадках "Излучина", "Соболево", "УПГ", экипаж не выполнял технологию проверки плавности перемещения общего шага при работе от дублирующей гидросистемы, предусмотренную требованиями п.7.2.3 РЛЭ Ми-8, раздел "Прогрев силовой установки".
Выводы комиссии, расследовавшей АП     В ходе расследования катастрофы каких либо отказов авиационной техники, которые могли бы привести к авиационному происшествию, выявлено не было.
    - Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - неоправдавшийся прогноз погоды по району авиационных работ № 1;
    - нарушение командиром ВС требований п.5.5.12 НПП ГА-85, принявшим решение на выполнение полета при проходе в районе аэропорта Соболеве не соответствующего его минимуму и требованиям для полетов по ПВП;
    - несвоевременное принятие решения КВС на возврат;
    - нарушение КВС требований РЛЭ в чисти выполнения некоординированного разворота вправо с превышением ограничений по крену н значительными изменениями тангажа в условиях ограниченной видимости и "белизны" подстилающей поверхности на высоте ниже безопасной;
    - неудовлетворительное взаимодействие в экипаже, приведшее к отсутствию контроля за параметрами полета (высотой и тангажом), при снижении вертолета на конечном этапе;
    - неустановка экипажем задатчика опасной высоты в соответствии с требованиями РЛЭ вертолета Ми-8.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.