 |
 |
 |
Катастрофа Ил-14 Узбекского управления ГВФ близ Ташкента |
 |
 |
|
 |
 |
 |
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 06 июля 1962 г.
Время: 12:15
Страна: СССР
Место происшествия: Узбекская ССР, близ Янгиюля, Ташкентская область
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: СССР-91554
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Узбекское территориальное управление ГВФ, 160 ато
Рейс: 40
|
|
|
 |
|
Описание |
Экипаж 160 летного отряда выполнял рейс 39/40 Ташкент-Самарканд-Бухара-Ташкент. В 10:05 местного времени экипаж произвел взлет в Бухаре в условиях ясной погоды и после набора высоты занял эшелон 3 000 м. В 10:35 экипаж доложил об отказе правого двигателя и попросил разрешения следовать до Ташкента на эшелоне 2 400 м. О причинах отказа экипаж доложил – прогар поршня цилиндра №2 (впоследствии подтверждено комиссией). Разрешение продолжить полет до Ташкента было получено. Экипаж выполнял полет со снижением до 1 500 м. На этой высоте самолет шел в течение 15 минут. Затем, за 120 км от Ташкента (в районе Чардара), он начал терять высоту и в 34 км от аэропорта Ташкент вследствие потери высоты, а затем и скорости потерпел катастрофу на территории колхоза им Энгельса в 12:14. Одномоторный полет продолжался 1 час 39 минут. Правым крылом самолет задел глинобитный забор (дувал) высотой 2,5 м, ограждавший загон для скота. Потеряв часть крыла с отделением от него, самолет упал в 50 м от дувала на хлопковое поле. Фюзеляж раскололся на три части. Левый двигатель также отделился от крыла. Пожара не возникло. 9 пассажиров погибли на месте, двое скончались в больнице на вторые сутки. Находившийся на борту американский студент (благодаря этому о катастрофе стало известно на Западе), а также остальные пассажиры и члены экипажа получили тяжелые ранения.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
5 |
0 |
Пассажиры |
33 |
11 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа, отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ил-14 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-91554 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.01.1957 |
Заводской номер ВС |
147001216 |
Наработка ВС (часы) |
11030 |
Наработка ВС (циклы) |
|
Силовая установка |
Б 29154565 Б 27352593 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
40 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Узбекское территориальное управление ГВФ, 160 ато |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Бухара |
Пункт назначения |
Ташкент (Южный) |
Начальный пункт маршрута |
Ташкент (Южный) |
Конечный пункт маршрута |
Ташкент (Южный) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Главная причина катастрофы – отказ правого двигателя по причине задира и прогара поршня цилиндра №2 вследствие конструктивной ненадежности цилиндро-поршневой группы двигателей АШ-82Т.
Непосредственные причины: ошибочные решения КВС:
1) Невозврат в аэропорт вылета и продолжение полета до Ташкента. Он принял это решение по совету бортмеханика, чтобы не получить запись о вынужденной посадке в личное дело. Экипажу следовало принять спокойное и разумное решение о посадке либо в Бухаре, находившейся в момент отказа двигателя на удалении 135 км, либо в Навои (65 км), что даже при задержке решения на 10 минут обеспечивало безопасный исход полета. Служба УВД также не проявила инициативы и не дала рекомендации о посадке в Бухаре или Навои. После 10 минут одномоторного полета возврат в Бухару стал менее безопасен из-за снижения, а затем и невозможен (наличие гор).
2) Неиспользование номинальной мощности двигателя и безотчетные действия экипажа по уменьшению его мощности. КВС полностью сосредоточился на одномоторном полете и устранился от руководства экипажем. Бортмеханик самостоятельно снижал режим работы исправного двигателя, опасаясь его отказа, не учитывая необходимость сохранения высоты полета. Это вызвало снижение с 1 500 м. КВС высоту полета не контролировал и снижения сразу не заметил.
3) Неиспользование возможности своевременной посадки: не анализируя причины снижения, КВС упустил возможность посадки на фюзеляж на аэродром МВЛ Чардар, а затем на подобранную с воздуха площадку при достаточном запасе высоты.
4) Неправильное решение о запуске неработающего двигателя на ПМВ: после доклада о высоте 400 м и о нормальной температуре исправного двигателя приехавший в аэропорт Ташкента командир 160 летного отряда приказал вывести его на номинал. Из-за неустойчивой радиосвязи экипаж не сразу понял приказ и вывел двигатель на номинал только на высоте 200 м. Продолжая полет на номинале в течение 5 минут, экипаж на высоте 100 м принял неграмотное безрассудное решение запустить неисправный двигатель. Вывод винта из флюгера вызвал значительное увеличение лобового сопротивления, что привело к резкой потере высоты и скорости. Самолет вышел на критические углы атаки и перешел в падение с правым креном с последующим столкновением с препятствием и землей. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|