Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ка-32С НПК ПАНХ в районе Сочи
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  04 сентября 2003 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Краснодарский край, г. Фишт
Тип ВС:  Ка-32С
Регистрация ВС:  RA-31025
Авиакомпания:  НПК "ПАНХ"
 


Описание
    Экипаж выполнял полет по транспортировке груза на внешней подвеске на строительную площадку по маршруту: площадка, расположенная у н.п. Солох- Аул - площадка "Лунная Поляна" (расположена на высоте 1800 м). Расстояние между площадками - 23 км.
    Обе площадки не имели средств связи с органами УВД аэропорта Сочи, кроме того, на площадке "Лунная Поляна" не было ни метеонаблюдателя, ни диспетчера-информатора.
    При принятии решения на вылет КВС руководствовался прогнозом, который предусматривал: видимость более 10 км, горные волны, облачность 3 - 4 октанта слоисто-кучевая в слое 1200 - 1500 м, изолированная кучево-дождевая с нижней границей 1300 м, верхней - 9000 м; горы частично закрыты.
    За 12 минут до взлета дежурный синоптик АМСГ Сочи ознакомил командира ВС с коррективом прогноза, согласно которому предусматривалась облачность 5 - 7 октантов с нижней границей облаков 1800 м, горы частично закрыты.
    При таком прогнозе и его коррективе по нижней границе облаков КВС принял решение на вылет с нарушением требований п. 5.5.12.1 НПП ГА-85. При расположении посадочной площадки в 3 км от горы Фишт, имеющей высоту 2867 м над уровнем моря, нижняя граница облачности (согласно требованиям п. п. 5.5.12.1 и 5.3.3 табл. 2 НПП ГА-85) должна быть не менее 3567 м.
    В полете в транспортной кабине вертолета находилось 5 пассажиров "заказчика" и 1 служебный пассажир (авиатехник), на внешней подвеске груз весом 1120 кг. Полетная масса и центровка воздушного судна не выходили за пределы ограничений, установленных РЛЭ вертолета Ка-32. Перевозка людей в транспортной кабине при транспортировке груза на внешней подвеске является нарушением требований п. 4а.2.1.6 РЛЭ вертолета Ка-32.
    После взлета КВС по радиосвязи ВЧ-диапазона передал информацию о погоде: "Нижняя граница облаков 3000 м, 1 - 2 балла 1300 - 1500 м". Старший диспетчер МДП аэропорта Сочи запретил экипажу работу, так как корректив прогноза погоды не соответствовал требованиям для полетов по ПВП по значению нижней границы облаков. В процессе переговоров с синоптиком АМСГ было решено исправить в коррективе прогноза (что является нарушением требований п. 6.4.7 НМО ГА) значение нижней границы облачности с 1800 м на 2200 м. После этого старший диспетчер МДП разрешил экипажу дальнейшее выполнение работы.
    Продолжая полет по маршруту с набором высоты и встретив метеоусловия, не соответствующие требованиям для полетов по ПВП, экипаж своевременно не возвратился на площадку вылета (нарушение требования п. 5.3.11 НПП ГА-85). В дальнейшем вертолет попал в облачность, о чем свидетельствуют показания очевидцев на строительной площадке, наблюдавших его в разрыве облаков. Попав в облачность, экипаж не выполнил разворот на 180-, как того требует п. 5.3.13 НПП ГА-85, а предпринял попытку с набором высоты выйти из облаков, выполняя полет с произвольными курсами.
    При полете в облаках, вне видимости земли, вертолет на отметке 2570 м над уровнем моря столкнулся с горой Фишт. Экипаж и пассажиры, находящиеся на борту вертолета, погибли.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 6 6
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ка-32С
Регистрационный номер (id) ВС RA-31025
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1989
Заводской номер ВС 6009
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания НПК "ПАНХ"
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Солох-Аул
Пункт назначения Лунная Поляна
Начальный пункт маршрута Солох-Аул
Конечный пункт маршрута Лунная Поляна


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП      Причиной катастрофы явилось сочетание следующих факторов:
    • решение КВС на выполнение полета при метеоусловиях, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
    • выдача старшим диспетчером МДП разрешения экипажу на выполнение задания при метеоусловиях, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
    • нарушение экипажем требования п. 5.3.11 НПП ГА-85, предписывающего возвратиться на аэродром вылета при ухудшении метеоусловий до значений, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
    • продолжение полета в сторону горы Фишт при попадании в облака на высоте ниже безопасной, в то время как согласно требованию п. 5.3.13 НПП ГА-85 КВС обязан в этом случае развернуться на 180- и возвратиться на аэродром вылета.
    Комиссией было отмечено, что в аэропорту Сочи нет прямой связи диспетчера УВД с экипажами воздушных судов, выполняющих полеты в горной местности. Связь осуществляется только через оператора радиобюро, что отрицательно влияет на оперативность и полноту передачи указаний диспетчера УВД.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации Письмо Минтранс РФ от 21.04.04 № 22.15-497






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.