Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ил-18Д Дальневосточного УГА в р-не Братска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  29 февраля 1968 г.
Время:  22:43
Страна:  СССР
Место происшествия:  Иркутская область, 13 км северо-западнее ст. Парчум, Чунский район
Тип ВС:  Ил-18Д
Регистрация ВС:  CCCP-74252
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО
Рейс:  15
 


Описание
    Экипаж 198 летного отряда принял самолет в Красноярске и в 17:03 произвел взлет. На борту находилось 64 взрослых пассажира и 11 детей (двое не были зарегистрированы). Полет проходил на эшелоне 8 000 м ночью в ПМУ. В 17:37 (22:37 местного времени) экипаж установил связь с диспетчером аэропорта Братск. Диспетчер сообщил удаление 234 км с азимутом 270° и дал указание доложить пролет Братска. Экипаж подтвердил. В 17:38 экипаж установил связь с диспетчером аэропорта Киренск и доложил траверз Тайшета, эшелон 8 000 м, путевую скорость 780 км/ч, полет спокойный, расчетное время пролета Братска 18:06. Диспетчер дал указание доложить пролет Братска. Экипаж подтвердил. В 17:43:12 с борта поступило сообщение возбужденным голосом с недостаточно разборчивым содержанием. Первоначально оно было расшифровано «Летим, горим», затем «Полетели винты». Точно определить содержание сообщения, передача которого длилась 2 сек., не представилось возможным. Затем экипаж на связь больше не выходил. Организованными поисками разрушенный и сгоревший самолет был обнаружен в тайге в 13 км северо-западнее ст. Парчум Чунского района Иркутской области на удалении 165 км западнее аэропорта Братска в 10 км южнее трассы. Столкновение с землей произошло в 17:43:47 (по бортовым часам). Зона разброса обломков составила 2650х255 м. На месте катастрофы был обнаружен выживший пассажир, получивший тяжелые ранения. Это был солдат срочной службы 1947 г.р., возвращавшийся в свою часть на Камчатке из отпуска. По его показаниям полет проходил спокойно. Затем зажглись табло «Пристегните ремни». Потом внезапно возникла сильная перегрузка. Все пассажиры поднялись к потолку, а затем (из-за боковой перегрузки) их прижало к левому борту и полу. Дальше он ничего не помнил. Установлено, что примерно через 35 минут полета по маршруту самолет был переведен в снижение. Оно было преднамеренным, вынужденным, и явилось развитием возникшей в полете между 17:38:38 и 17:41:28 острой аварийной ситуации. В процессе снижения имели место отрицательные и боковые перегрузки, а экипаж предпринимал неоднократные попытки связаться с землей. Снижение самолета до 3 000 м происходило со средней вертикальной скоростью 17-56 м/с. Тревожное неразборчивое сообщение в течение 2 сек. было передано на высоте не менее 3 000 м, поскольку при передаче с меньшей высоты оно не было бы получено из-за удаления места происшествия, рельефа местности и особенностей прохождения радиоволн. Снижение с высоты 3 000 м происходило с вертикальной скоростью 50-125 м/с. В процессе снижения самолет находился в правом развороте и уклонился от трассы вправо на 90°. В связи с усложненными условиями в процессе аварийного снижения могли иметь место ошибки в технике пилотирования и, как результат, выход самолета на разрушающие перегрузки. Разрушение в воздухе произошло на высоте 1 000 м (истинная высота над пролетаемой местностью 650 м). К моменту разрушения в воздухе самолет находился в перевернутом положении с углом крена 140-220° на скорости 890 км/ч.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 9 9
Пассажиры 75 74
На земле   0
Всего погибших 83


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ил-18Д
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-74252
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.12.1967
Заводской номер ВС 187010601
Наработка ВС (часы) 328
Наработка ВС (циклы) 89
Силовая установка П2746011 Н2746017 Н2746025 Н2746024


Сведения о рейсе

Номер рейса 15
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Красноярск (Северный)
Пункт назначения Петропавловск-Камчатский (Елизово)
Начальный пункт маршрута Москва (Домодедово)
Конечный пункт маршрута Петропавловск-Камчатский (Елизово)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     В результате проведенного комплекса исследований было установлено, что единственным отклонением от нормальной работы техники явилась интенсивная утечка топлива в полете. Это установлено фактом автоматического закрытия крана топливного бака №12 после его преждевременного опорожнения в полете. Косвенными факторами, подтверждающими утечку топлива, являются: положение тумблера на включение подкачивающего насоса правой группы топливных баков, малое количество топлива на месте падения правого крыла при отсутствии горения топлива в этом районе после удара об землю. При поступлении на лабораторные исследования сливной топливный кран на правом крыле был открыт. На месте падения его положение не было обследовано, поэтому рассматривается возможность выброса топлива по этой причине. Установленный факт утечки топлива позволяет считать, что одной из вероятных причин возникновения аварийной ситуации является выброс топлива в полете в сочетании с другими, оставшимися неизвестными явлениями. Установленный факт интенсивного пожара на самолете в воздухе на малой высоте, а также характер действий экипажа, позволяют предполагать, что возникновение аварийной ситуации было связано с обнаружением экипажем явных или косвенных признаков пожара. Несмотря на то, что интенсивное горение левого крыла возникло (по результатам исследований) после момента разрушения самолета на малой высоте, одной из вероятных причин возникновения аварийной ситуации следует считать возгорание топлива в условиях установленного факта его утечки в полете.
    ГосНИИ ГА сделал заключение, что пожар возник еще во время полета на эшелоне в левой половине крыла из-за течи топлива, в зоне, не оборудованной средствами сигнализации пожара и пожаротушения, что вынудило экипаж начать снижение с эшелона. На второй стадии вынужденного снижения произошел отказ в системе регулирования «Двигатель-винт» СУ №3, следствием которого стало возникновение и развитие отрицательной тяги на данной силовой установке и самолет, потеряв управляемость, перешел в глубокий крен. Но данное заключение комиссией по расследованию авиационного происшествия опровергнуто.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основная причина летного происшествия – возникновение и развитие острой аварийной ситуации в полете на высоте 8 000 м.
    Непосредственную причину установить не представляется возможным.
    Наиболее вероятными причинами возникновения и развития аварийной ситуации могли быть: интенсивная потеря топлива и обнаружение экипажем явных или косвенных признаков пожара.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.