|
|
|
Катастрофа Ми-4 Якутского УГА в р-не озера Бол. Токо |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 мая 1978 г.
Время: 11:34
Страна: СССР
Место происшествия: Якутская АССР, Нерюнгринский район, район озера Большое Токо
Тип ВС: Ми-4
Регистрация ВС: СССР-31558
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Алданский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж, находясь на оперативной точке с базированием на посадочной площадке Токо, выполнял полеты по гравиметрической съемке для Якутской геофизической экспедиции №6. Аэровизуальные полеты с подбором посадочных площадок и высадкой бортоператоров производились в горной местности с высотами до 2000 м.
В день происшествия вылет с места базирования в район выполнения работ был произведен в 01:05 мск при наличии прогноза погоды:
с 01:00 до 07:00- ложбина, 5-6 баллов сл.кучевая 500-700 м; 7-10 баллов средняя, видимость более 10 км, умеренная болтанка. Ветер на 1500 м 250-40 км/час, на 2000 м 260-50 км/час.
Фактическая погода на точке базирования за 00:00:
10/3 б. кучево-дождевая 600, средняя, видимость 50 км, тихо,+2°С, между сроками ливневый снег;
за 03:00 - 10/4 б. слоисто-кучевая 1000м, верхняя, видимость 50 км, тихо, +5°С, между сроками ливневый снег.
На борту находилось три оператора. Полетный вес и центровка в момент происшествия не превышали установленных.
При выполнение 15-й посадки в 05:34 мск КВС определил место приземления в горной котловине на высоте 1779 м с односторонним заходом поперек хребта на площадку размерами 100х150 м, окруженную превышениями горного хребта высотой до 2300 м.
Подход к площадке осуществлялся со встречным ветром, с пролетом над ущельем. При подходе к площадке было допущено гашение скорости до 30-40 км/ч.
Вследствие периодического изменения направления и скорости ветра (предположительно, в этот момент ветер изменил направление на попутный) вертолет просел и, оказавшись ниже уровня площадки, столкнулся передними колесами с обрывистым краем склона, опрокинулся из хвост, упал в ущелье с отметкой 1650 м, полностью разрушившись. При этом один бортоператор погиб, а все члены экипажа и два оператора получили телесные повреждения средней тяжести.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
0 |
Пассажиры |
3 |
1 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
заход на посадку |
Установленные причины АП |
ошибка экипажа |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ми-4 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-31558 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
1958 |
Заводской номер ВС |
0772 |
Наработка ВС (часы) |
416 |
Наработка ВС (циклы) |
675 |
Силовая установка |
|
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Воздушные съемки |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Якутское УГА, Алданский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Основной причиной катастрофы явилось отсутствие должного опыта работы КВС, о чем свидетельствуют:
а) отсутствие анализа метеорологической обстановки перед вылетом:
- выбор места приземления с односторонним заходом;
- заход с пологой глиссадой, снижение и гашение скорости вертолета над ущельем;
- отсутствие должного анализа и учета ветровой обстановки в процессе полета;
- непринятие мер по своевременному исправлению аварийной ситуации
б) нарушение экипажем прогнозируемого минимума погоды по ветру и руководящих документов: НПП-ГА-71 пп 7.11.24, 9.4.11, РЛЭ п.4.12.4. Руководство по съемочным полетам 1977 г пп 7.1.5, 7.1.23; 16.13.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение:
Авиационное происшествие произошло в результате недостаточной подготовленности КВС к выполнению полетов в горах, что привело к ряду ошибок в определении методики выбора посадочной площадки, метода захода и выполнения посадки с учетом метеорологических особенностей (ветровой обстановки), а также к нарушению минимума погоды по ветру и требований руководящих документов: НПП-ГА-71 пп 7.11.24, 9.4.11, РЛЭ п.4.12.4. РСП-77 пп 7.1.5, 7.1.23; 16.13.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|